Стиль: Наталья Огур
Макияж и прическа: Зиля Исаева
Для Лусине Арутюнян провести 13 часов в операционной – случай вовсе не из ряда вон выходящий. Авторитетный в городе и регионе сердечно-сосудистый хирург ведет активную практику, консультирует, обучает ординаторов, сама непрестанно исследует все новое, что появляется в индустрии, нередко применяет в деле свои навыки руководителя, а еще успевает уделять время семье и маленькому ребенку, путешествовать и встречаться с подругами за кофе. Как это возможно?
Лусине Арутюнян, врач сердечно-сосудистый хирург высшей категории отделения кардиохирургии областной клинической больницы № 1, доцент кафедры кардиологии ТюмГМУ, к.м.н.
Помимо работы в ОКБ № 1 Лусине Арутюнян ведет амбулаторный прием в Тюменском кардиоцентре, КГ «Мать и дитя», санатории «Сибирь»
Лусине Арутюнян – первая оперирующая женщина-кардиохирург в Тюмени. До ее появления эта профессия в довольно консервативном врачебном сообществе считалась исключительно мужской: «Мне пришлось долго доказывать, что я смогу все – и даже больше. Сейчас, приезжая на конференции, мы общаемся с коллегами-мужчинами на равных. И даже те, кто при знакомстве недоверчиво ухмылялся, узнав, чем мы занимаемся, теперь приезжают в наше отделение на стажировки».
Что помогает вам выдерживать такой насыщенный ритм?
Я долго размышляла над этим вопросом и пришла к выводу, что секрет один – это любовь к профессии. Если ты не чувствуешь ее как свое призвание, то тебе не выдержать напряженную многочасовую работу в операционной, огромную ответственность за жизнь человека, которую берет на себя хирург, риски, объемы информации, вызовы самой индустрии. Нужно всегда держать руку на пульсе – каждую свободную минуту специалисты, как правило, читают статьи о новых методиках лечения и об исследованиях препаратов. Как следствие, семье, хобби, друзьям ты не можешь уделять много времени. Например, я смогла позволить себе стать женой и матерью только после 40. При этом из декрета вышла уже через пять месяцев после родов – не могу жить без операционной, пациентов и коллег.
Наградой за такой колоссальный труд является не только профессиональное признание, но и возможность спасать человеческие жизни…
Безусловно, но при этом признание врач не может получить, скажем, через пять лет в профессии, как экономист или журналист. Пять лет практики – и ты начинающий специалист, который может лишь ассистировать. Через 10 лет кардиохирурги уже оперируют самостоятельно и только через 15 могут получить имя и статус эксперта своего направления. Именно поэтому ординаторы часто не выдерживают и уходят – зато те, кто остался, фанатично преданы делу.
Вы практикуете уже 18 лет. За эти годы медицина совершила гигантский скачок в технологиях. Какие методики «пришли» в кардиохирургию?
Действительно, кардиохирургия развивается невероятными темпами. Например, если раньше в проведении коронарного шунтирования пациентам отказывали из-за большого количества ограничений и высоких рисков, то сейчас операция проводится на работающем сердце, без остановки кровообращения и применения второстепенных аппаратов. Как и другие области хирургии, наше направление стремится к малоинвазивности: наряду с традиционными вмешательствами есть ряд манипуляций, осуществляющихся через доступ длиной всего четыре-пять сантиметров. Следить за инновациями помогает не только специальная литература, но и многочисленные стажировки: мне повезло учиться у европейских светил.
За это время наметились и негативные тенденции: так, сердечно-сосудистые заболевания, в частности атеросклероз, стремительно «молодеют»…
Да, я отметила, что сегодня из 10 моих пациентов минимум четверо – это молодые люди. Причина здесь не только в плохой экологии, стрессах или образе жизни. Современный человек зачастую более осознанно относится к своему здоровью: проходит чекапы, не забывает о регулярных обследованиях. Соответственно, распространена ранняя диагностика сердечно-сосудистых заболеваний. И для кардиохирурга такой ответственный пациент – это подарок. Например, исследования крови часто выявляют гиперхолестеринемию, которая в дальнейшем может привести к атеросклерозу. У нас есть возможность остановить развитие болезни и вылечить ее на ранней стадии сравнительно легко.
Сейчас модно заботиться не только о физическом, но и о ментальном здоровье. Как к этому веянию относится кардиохирургия?
Полностью поддерживаю этот тренд! Все же сердце – это машина, которая должна работать бесперебойно. Уже доказано, что появление многих заболеваний связано с психологическим состоянием человека. Например, ко мне иногда обращаются пациенты со страхом внезапной остановки сердца, при этом состояние органа, согласно всем обследованиям, идеальное. Причина здесь в повышенной тревожности, и совместная работа с психотерапевтом позволяет нам купировать психосоматические проявления, такие как учащенное сердцебиение. Проверила эффективность такого подхода и на себе: раньше у меня не было толерантности к послеоперационным осложнениям пациентов. Сейчас, благодаря внутренней работе над собой, я научилась «отпускать» тревогу и перенаправлять негативные эмоции в конструктивное русло.
ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №1
Тюменская область
ул. Котовского, 55,
(3452) 28-77-09, (3452) 28-76-37
tokb.ru