Елена Жардан,
fashion-консультант и владелица магазина сантехники и мебели для ванных комнат «Водопад»
Светлана Рысева,
дизайнер интерьера (архитектурное бюро Studio Lynx), действующий преподаватель школы дизайна DH
Анастасия Сухова,
дизайнер интерьеров, член Союза дизайнеров России, куратор профессионального курса школы дизайна DH
Татьяна Ващишина,
дизайнер интерьера и владелица бюро ODESIGN, выпускница первого потока школы дизайна DH
Анна Баканова,
дизайнер интерьера, выпускница «Британской высшей школы дизайна», преподаватель и куратор в школе дизайна DH
Светлана Рысева,
дизайнер интерьера (архитектурное бюро Studio Lynx), действующий преподаватель школы дизайна DH
Екатерина Буторина,
дизайнер интерьера, выпускница и преподаватель школы дизайна DH
Никита Марченко: С какими амбициями и представлениями о профессии будущие дизайнеры приходят в DH?
Екатерина Буторина: В DH приходят люди разного возраста и пола, с разным опытом за плечами. Всех объединяет мотивация освоить совершенно новую для них специальность. Для многих смену рода деятельности повлекли перемены в жизни.
Татьяна Ващишина: Из Санкт-Петербурга в Тюмень я переезжала с двенадцатилетним бухгалтерским стажем. Работу по своей специальности, которая отвечала бы моим ожиданиям, здесь не нашла. Тогда и решилась на переквалификацию. Пришла в DH с представлением о профессии дизайнера как о приятной во всех смыслах творческой деятельности, но уже в процессе обучения мои иллюзии были развеяны. Дизайн интерьера открылся мне с ремесленнической стороны. Профессия оказалась сложной, включающей в себя уйму смежных компетенций, но от этого не менее интересной.
Юлия Гатауллина: Приходят с горящим взглядом, желанием освоить «профессию мечты». В ходе обучения появляется понимание, что дизайн интерьера – труд. Как и в любом виде деятельности, для одних этот труд становится источником удовольствия, полем для реализации идей и амбиций, когда возникает творческий азарт, как в случае с Татьяной, например. Для других – поводом задуматься о развитии в иных направлениях. Вторых меньше. Екатерина верно отметила: в школу идут люди с совершенно разным опытом. И в большинстве случаев они хорошо понимают привлекательные стороны профессии.
Светлана Рысева: В своей преподавательской деятельности стараюсь донести до студентов, что работа дизайнера не должна сводиться только к ремеслу. Иначе это ремесло будет единственным базовым подспорьем, позволяющим «сделать ремонт». Дизайн – это большее; это позиция, это авторское высказывание, это мысль, это идея. Инструментарий и набор технических навыков студенты в стенах школы в любом случае получат. И закрепят их на первых малобюджетных проектах, за которые возьмутся ради опыта, – чистое ремесло! Важно, пока они еще учатся, спровоцировать в студентах желание творить, генерировать идеи, обзавестись пониманием того, как можно совмещать функциональность и красоту, как ремесло подчинено творчеству. Не цитировать заезженный Pinterest, а услышать самого себя, осмелеть и привнести в индустрию новые свежие мысли. Работая в дизайне под девизом «Главное, чтобы заказчику понравилось», далеко не продвинешься. Главное, чтобы нравилось вам – главному критику, компетентному в своем деле.
Н. М.: Диссонанс между ремесленничеством и творческой реализацией – он ведь и про деньги. Если заказчик ждет от дизайна утилитарности и готов платить именно за это, что делать специалисту со своим внутренним художником?
С. Р.: Деньги не вносят диссонанс между ремесленничеством и творчеством. Внести диссонанс – это расписаться в своем непрофессионализме, в своей творческой несостоятельности. Дизайнер в любом случае отталкивается от вводных данных. Если рассматривать бюджет как один из параметров этих вводных, то поле для ремесла будет сформировано максимально корректно. А имея сформированное поле, реально опять найти возможности для своего внутреннего художника.
Т. В.: Да, на каждую задачу должен находиться соответствующий специалист. Не все ждут от проекта артистичных решений. Например, если речь идет о представителе среднего класса и первой приобретенной им недвижимости. Приступая к работе над жилым помещением, дизайнеру важно обладать психологическими навыками, чтобы корректно считать задачу, понять истинные потребности и выдать правильное решение.
Анна Баканова: Бывает и так, что новичок отвечает на запрос обустроить скромное по площади пространство референсами с отличной от исходных данных проекта архитектурой, игрой роскошных фактур, изобилием декора. В конце концов заказчик недоумевает: почему так расходятся ожидания и реальность. Согласна с Татьяной. В программе обучения DH этому soft skill даже отведена отдельная дисциплина. Творить нужно с любовью к своему заказчику.
С. Р.: Первично – понять себя, свое видение профессии, свою миссию, свое место в дизайне. Задать себе вопросы: «Я делаю, например, минимализм потому, что это модно, или потому, что это близко именно мне?» Найти себя, декларировать свой подход с тем, чтобы к нему тянулись те потенциальные заказчики, кому близок именно ваш подход.
Ю. Г.: Это как раз про метанавыки – то, что отличает дизайнеров нового поколения: осознание себя как личности, как профессионала, выработка самоидентификации. Поэтому мы собрали в команду школы сильных дизайнеров с различными позициями в индустрии. Для того чтобы у студентов была возможность, сталкиваясь с разными подходами и опытом преподавателей, выработать свою профессиональную позицию.
Е. Б.: Психология важна с момента появления в человеке побуждения обратиться за дизайном: «Все идут к дизайнеру – и я пойду», или это случилось по требованию строительной бригады. Подход к проекту может отличаться с самого начала.
Анастасия Сухова: Дизайн – это и искусство, и технологии, и даже психология. И длинный путь – от рождения идеи до ее реализации. Первая задача дизайнера – отделить собственные взгляды от эстетических представлений другого человека, своего клиента. Важно избежать вредного «угождения» клиенту, но при этом мы должны творчески развить его предпочтения и интересы в своей дизайнерской идее. К счастью, насмотренность заказчиков тоже растет, и они по-настоящему понимают, что хотят и могут получить от дизайнера.
Ю. Г.: Один из вариантов развития специалистов, тяготеющих к различным процессам внутри профессии, – объединения в группы, что тоже больше свойственно дизайнерам нового поколения. Один отвечает за креативный процесс, другой организует, взаимодействует с заказчиком и подрядчиками. Оба работают в синергии на качество проекта.
А. С.: Действительно, многие только сейчас учатся разделять процессы и делегировать обязанности: визуализация, комплектация, чертежи, продвижение. Создание художественного образа вы оставляете за собой и работаете так, будто вам в скором будущем предстоит спроектировать космическую станцию. Пусть к этому и нет никаких предпосылок сегодня.
Елена Жардан: Когда молодой специалист превращается в классного дизайнера?
А. Б.: В любой профессии важно не останавливаться. Выставки, развитие насмотренности, курсы повышения квалификации, прокачка на сложных проектах, включающих авторский надзор. Учиться на стройках приходится бесконечно, с каким образованием ты ни вошел бы в профессию. Даже после «Британки» я не была готова взяться за объект одна. Поработала в московской студии и в какой-то момент осознала, что после рабочего дня занимаюсь проектами, за которыми обратились именно ко мне, не в компанию. Тогда и начала самостоятельный путь в дизайне.
С. Р.: Мало следить за индустрией. Ты невольно увлекаешься всем сразу: искусство, мода, технологии. Важно не стареть мозгами, актуализировать знания и оставаться на плаву. Помогает некий внутренний камертон.
А. С.: Многим матерым дизайнерам больше необходима некоторая адаптация к новой реальности. У молодого поколения есть чему поучиться: смелость, открытость к коллективной работе, космополитизм и интернациональность. Скорость развития потребления, заданная диким постсоветским капитализмом, не замедлилась, изменился именно характер потребления. Например, появилась уйма информации, которую необходимо научиться дифференцировать.
А. Б.: В пику развития потребительских моделей мне хотелось бы отметить смену ориентиров в пользу «Меньше, да лучше», что мне самой очень нравится. Многие городские жители уже не собирают гостей у себя, предпочитая встречи в любимых заведениях, поэтому мы легко начинаем обходиться без сервизов и многочисленной кухонной утвари. Оставляем то, что нам действительно необходимо для комфортной жизни и мило сердцу. При этом выдерживаем ценз на высокое качество каждого предмета. Все чаще предпочитаем квартиры в дизайнерских кварталах с красивыми видами тем, что пусть и больше по площади, но расположены в безликом жилом массиве. А эти вечные проблемы с парковкой! В квартире в 150 квадратов вы вряд ли положите на пол классный паркет, а в 70 – почему бы и не позволить!
Е. Ж.: Хочу напомнить вам и вашим коллегам, что салон «Водопад», как и в случае с опытными практиками в дизайне, всегда открыт сотрудничеству с молодыми специалистами. За 14 лет эта открытость стала одной из главных ценностей внутри компании, поскольку мне самой всегда были интересны новые имена и тот потенциал, что они несут с собой в индустрию.