Услышать нового дирижера Тюменского симфонического оркестра «Стольнику» удалось даже раньше, чем самым горячим поклонникам классической музыки в городе. Накануне премьерного концерта сезона поговорили с Юрием Медяником о том, как сделать классику популярной.
Юрий Медяник – известный российский дирижер и мультиинструменталист. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, ассистентуру-стажировку МГК по специальности «скрипка» и Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности «баян», затем – аспирантуру Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование».
С 2015 года – дирижер московского театра «Новая опера» им. Е. Колобова.
В 2016-м возглавил оркестр ВГТРК и стал главным дирижером шоу «Синяя птица» на канале «Россия-1».
В 2019-м Юрий Медяник выступил в качестве дирижера юбилейных концертов Игоря Крутого с участием Андреа Бочелли, Лары Фабиан, Юрия Башмета и олимпийских чемпионов по фигурному катанию.
В 2020-м номинировался на музыкальную премию «Виктория».
В 2021 году – главный дирижер Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина.
С августа 2022 года возглавляет Тюменский филармонический оркестр.
Основатель коллективов Emotion Orchestra и Pluri Art Orchestra, автор саундтрека к фильму «Лед-2», серии образовательных роликов Music Tips и множества других музыкальных проектов.
Прочитав вашу биографию, я подумала, что у вас просто не было шанса выбрать себе другую профессию. Насколько поддержка родителей важна для ребенка, для его выбора будущего?
Я думаю, важна не только поддержка, хотя родители всегда в меня безусловно верили и продолжают верить, но и те прикладные знания, которыми они владели и которые передавали мне. Существует бесчисленное количество примеров, когда от отца к сыну переходят секреты профессии – они нигде не зафиксированы, и, наверное, это просто невозможно осуществить. Такие вещи нужно просто прочувствовать. Если бы я родился в семье пластических хирургов, то почти неизбежно стал бы пластическим хирургом. Но судьба распорядилась иначе.
В последние годы заметные проекты в сфере искусства рождаются не только в столице, но и в региональных городах. С чем связана эта тенденция?
Культурная децентрализация действительно стала заметным трендом. В советское время искусство создавалось в Москве и затем «экспортировалось» в регионы. Но необходимость создания качественных проектов «на местах» созрела давно, и сейчас индустрия просто «догнала» общественный запрос. Кроме того, появилось много талантливых артистов, которые не стремятся в столицу, а хотят остаться в своем городе и работать здесь. Это дает культуре уникальную возможность обогатиться историческими, географическими, этнологическими особенностями разных городов нашей страны.
То есть для вас приезд в Тюмень – это не творческая ссылка?
Конечно нет. Здесь я могу показать новые возможности звучания симфонического оркестра, соединив свой дирижерский опыт, культурную самобытность региона и музыкальные традиции, прижившиеся в городе. Получившийся продукт мы имеем полное право показывать другим.
Одной из важных задач культуры является популяризация классической музыки. Каким образом это можно сделать?
Филармонию можно сделать более популярной, но не за счет девальвации ценностей, которые несет в себе классическая музыка. Мы не говорим о великих композиторах и великих произведениях, преуменьшая их значение. Адаптировать Чайковского к интересам подростков, добавив рэп, или играть Вивальди с участием электрогитар технически возможно. Но если снижать планку, то сложно потом убеждать людей в том, что эта музыка гениальна. А она действительно гениальна! Мы будем продолжать играть академический репертуар, объясняя слушателям, что музыкальный язык композиторов прошлого – тот же самый, на котором говорит рок- или поп-направление. Те же образы и проблемы: любовь и предательство, обретение и потеря, человек и общество. Кроме того, некоторые концерты будут включать в себя не лекцию, а, скорее, разговор о музыке. Вы, например, знаете, почему старинные увертюры начинались с трех одинаковых громких аккордов? Потому что в те времена люди в театре ели, обсуждали сплетни, разглядывали наряды присутствующих… Для того чтобы привлечь внимание публики к началу спектакля, на сцену выходил человек и три раза стучал об пол большой палкой. Моцарт сохранил это в своих увертюрах. Если вы будете больше знать о классической музыке, то она станет для вас живой.
Какие качества, на ваш взгляд, необходимы дирижеру?
Нужно очень много всего. Поверьте, знание нот – это последнее, что необходимо тому, кто ведет за собой оркестр. Прежде всего, дирижер – это лидер, профессионал с академическими знаниями об инструментах, задействованных в оркестре, психолог, менеджер и – не скажу гимнаст, но – человек, способный к красивой пластике.
Прочитала фразу: «Дирижером нужно становиться». Юрий Темирканов даже как-то сказал, что дирижером можно стать после 50, имея в виду не конкретный возраст, но жизненный опыт. Вы согласны с этим?
Да, много лет считалось, что дирижер – профессия второй половины жизни. Ведь как можно рассказать обо всех нюансах человеческих переживаний, если их в вашей жизни еще не было? Опыт души помогает почувствовать идею, заложенную в произведении, и передать ее слушателям. Он не может быть надуманным: музыка не терпит фальши.
Каково пространство для эксперимента в классической музыке? Все же эта сфера кажется очень консервативной.
В академической музыке есть фундамент, на котором зиждется жизнь оркестра. Но все же конкретные произведения отбираются на вкус дирижера – если произведение написано гениально, то почему мы должны думать о временных, географических, политических границах?.. Эксперимент в звучание привносят не новые имена композиторов, а творческая искра дирижера и всего коллектива. Это и делает музыку уникальной.