Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство Съемки Журнал
Музыка как иллюзия полета
Текст: Евгения Васенина Фото: -

23.jpg

Фаузия Тажина, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра «Камерата Сибири»


Фаузия Тажина родилась в Алма-Ате. Мечта о скрипке появилась у девочки в пять лет, в семь она стала обучаться исполнительскому мастерству. Выпускница Новосибирской консерватории имени М. И. Глинки. В творческой биографии – работа в новосибирском камерном оркестре «Блестящие смычки», участие в проекте Томского симфонического оркестра «Дети играют с оркестром», выступления в концертных залах Южной Кореи, Китая, Франции, Финляндии, Италии, Австрии, США, победы на международных конкурсах. Первый концерт тюменского оркестра «Камерата Сибири» под руководством Фаузии Тажиной состоялся 9 февраля 2022 года.

В музыкальном искусстве важно сохранять баланс между традициями и новаторством


В чем главные особенности звучания камерного оркестра? 

Камерный оркестр отличается, прежде всего, инструментально однородным составом и небольшим, по сравнению с симфоническим, количеством артистов. В нашем коллективе вообще играет всего 13 прекрасных девушек. Эти обстоятельства делают камерный оркестр совершенно особым коллективом. Он, скорее, ближе к струнному квартету. Дирижер может поработать буквально с каждым музыкантом, услышать каждого. Небольшой коллектив очень мобилен. Это позволяет участвовать в самых разных и интересных проектах, легко менять стиль концертной одежды. А еще мы каждому дарим на день рождения подарки, а именинник угощает коллег чем-нибудь вкусным. Камерный оркестр – это что-то семейное.

В одном из интервью вы сказали, что в профессиональной среде не стоит разделять специалистов по гендерному признаку. И все же у «Камераты Сибири» сегодня женское «лицо». Влияет ли это на звучание оркестра? 

«Женского» звучания оркестра не существует – есть музыка... При исполнении произведений могут быть различные интерпретации, осуществляться эксперименты, но у них нет пола – только творческий процесс.

Почему вам важно проявляться не только в музыке, но и в публичном поле, создавать бренд «Камерата Сибири»?

Сейчас без рекламы не существует ни один творческий коллектив – очень важно, чтобы наша работа освещалась в СМИ. Эмоциональный отклик на прошедший концерт, знакомство с планами коллектива – все это способствует появлению интереса к нашей деятельности. Безусловно, сегодня у нас есть свой круг слушателей, но всегда хочется, чтобы как можно большее количество людей приобщалось к музыкальному искусству. А мое участие в различных проектах в качестве спикера, выступления оркестра «Камерата Сибири» на городских и областных мероприятиях, концертах open air – все это помогает побудить прийти на наш концерт даже тех, кто когда-то боялся, что классика не найдет отклика в их сердце.

Каким музыкальным трендам вы следуете?

В музыкальном искусстве важно сохранять баланс между традициями и новаторством. Оставаясь представителями академической сферы, мы стараемся играть произведения разных стилей и эпох и регулярно включать в репертуар сочинения современных композиторов. Также мы исполняем переложения, написанные мною специально для нашего состава. Мне кажется, сегодняшний тренд – это эксперименты с формой концертов, такие как наша коллаборация с РК «Максим» или показанная нами программа в рамках акции «Ночь искусств», нашедшая горячий отклик у слушателей, когда «Камерата» представила иммерсивное действо «Репетиция оркестра». 

«Прогулки по Италии», «По ту сторону Атлантики»… Ваши программы – как музыкально-туристический марафон. Любите путешествовать?

Всегда интересно увидеть что-то новое. Потом из всего увиденного складывается образ места, страны, народа. Так же у нас: побывав на наших концертах, можно узнать новое. Как минимум послушать произведения, ранее в Тюмени не исполнявшиеся. А так как на каждом концерте этого абонемента мы исполняем музыку композиторов, принадлежащих отдельно взятой стране, наши зрители могут составить музыкальные портреты разных национальных школ. Конечно, эти портреты не будут всеобъемлющими. Впрочем, посещая разные места и страны, мы тоже не можем охватить их полностью. Зато с нами остаются яркие воспоминания. Кстати, в мае мы играем завершающий абонементный концерт, где исполним русскую музыку, словно возвращаемся из путешествия домой.

Абонемент-путешествие включает в себя пять концертов, но у вас есть еще один – «Праздники с Камератой». Расскажите немного о нем.

Это три тематических концерта в органном зале, посвященные разным праздникам. К каждому событию мы соответственно украшаем зал и подбираем костюмы. Например, на Новый год все были облачены в уютные свитера «с оленями», на сцене стояла елка. С каждым произведением мы вешали на нее подходящую по теме игрушку. Звучала любимая новогодняя музыка: попурри из фильмов «Ирония судьбы» и «Карнавальная ночь», сюита из «Щелкунчика» и многое другое. Таким образом, за время концерта мы украсили елку как полагается, прокричали: «Раз, два, три, елочка, гори!» – и зажглась гирлянда. Было очень уютно и душевно!

Каким получился совместный проект с ресторанной компанией «Максим»?

Сейчас зрителя трудно удивить, но мы все-таки нашли способ это сделать с помощью музыкально-гастрономического вечера «Времена года». Исполнителями были и музыканты, и команда компании «Максим». Солист и ведущий Семён Промое нашел оригинальный метод раскрытия содержания музыки – прежде чем приступить к произведению, оркестр исполнял отдельные эпизоды, а музыкант подробно объяснял их образную составляющую, делая своеобразный перевод «с музыкального на русский». Повара под музыку Вивальди создавали собственные кулинарные шедевры, об особенностях приготовления которых рассказали шефы Ксения Вахрушева и Алексей Лапин. Это был не концерт и не ужин, а, скорее, перформанс. И мы планируем это повторить.

Наш номер посвящен мечтам и полетам. Куда вы хотели бы отправиться этой весной?

Этой весной, боюсь, отправлюсь пока только в творческий полет: до окончания концертного сезона предстоит еще много дел. Летом мечтаю побыть со своей семьей, и для этого подойдет любой уголок земли.







25.jpg

Лариса Невидайло, основатель ресторанной компании «Максим»:
В этой креативной коллаборации один плюс один не равно два и даже 22 – скорее, это 222 по уникальности, новизне и, не побоюсь этого слова, силе эстетического потрясения, которое испытали гости вечера «Времена года». Две талантливые команды со схожими ценностями объединились, чтобы два вида искусства – музыка и гастрономия – прозвучали как одно целое. Никто не пытался сместить акцент в свою сторону, и в результате все получили невероятное удовольствие от сотворчества. Обратная связь от тех, кто присутствовал на вечере, подтверждает: мы стали свидетелями чего-то потрясающего!





Тюменское концертно-театральное объединение
www.kto72.ru

Поделиться