Мы в редакции уверены: ремонт – это давно уже не «два пожара», а веселое и увлекательное приключение, в финале которого вы обретаете дом своей мечты. Но при условии, что идете рука об руку с профессиональным дизайнером и строительной компанией, которой можно доверять. Августовский Круглый стол смешал все вышеперечисленное в одном ярком коктейле: наши друзья-дизайнеры с тонким чувством юмора, креативная команда NATAN GROUP – и самые смешные случаи, произошедшие во время ремонта.
Максим Муромцев, руководитель студии ремонта и дизайна NATAN GROUP
Анастасия Муромцева, стратегический партнер студии ремонта и дизайна NATAN GROUP
Мария Чудинова (Швецова), дизайнер интерьеров, руководитель дизайн-студии Maria-Art
Анастасия Пекова, дизайнер интерьера и ландшафтного проектирования, основатель студии SIBERIAN DESIGN
Евгения Дорофеева, дизайнер интерьеров, совладелица SA Design Studio Interior
Анна Колмакова, дизайнер интерьеров
Наталья Ильиных, дизайнер интерьеров
Вспомните самые курьезные случаи из своей практики: когда и почему ремонт пошел не так, как был задуман?
Евгения Дорофеева: Этот случай произошел давно, когда я только начинала работать. Заказчики поставили бригаде жесткие сроки под угрозой того, что если они не закончат ремонт вовремя, то лишатся заработка. Для поклейки обоев у строителей оставалась одна ночь, но, как назло, в доме вырубили свет. К утру все было готово: чтобы осветить помещение, бригада жгла в ведрах остатки обоев. Ну а насчет запаха гари у заказчиков не было никаких условий... Вообще, обои часто страдают от рук некомпетентных мастеров. Однажды на моем объекте полотна с фактурой мешковины приклеили рисунком внутрь, видимо, решив, что текстурный слой нужен для лучшей сцепки с поверхностью стен. А одна бригада обошлась без промахов… почти. Сдавали идеальный объект, когда вдруг обнаружилось, что нет отверстия под вытяжной канал: он был указан в проекте сноской, но оказалось, что строители не умеют… читать на русском! Обидно: собрали проект по цифрам без единой ошибки и «срезались» на тексте.
Максим Муромцев: Я думаю, что в начале карьеры мало кто обошелся без курьезов. В 2010 году, через месяц после сдачи одного из наших объектов, мне позвонили заказчики и сказали, что не могут пользоваться унитазом: он попросту забивается. Почему не сообщали раньше? Стеснялись обсуждать со мной этот деликатный вопрос. На месте оказалось, что уровень канализации выше уровня унитаза. Проблема была решена легко – с помощью эксцентрика, только… сантехники не сняли с него пленку. Не буду рассказывать, как мы избавлялись от последствий этой ошибки, но впечатлений мне хватило на всю жизнь.
Наталья Ильиных: Наклеенным «вверх ногами» обоям мы уже не удивляемся – такое бывает очень часто. В своей собственной квартире, где шел ремонт, я как-то, придя в неурочный час, столкнулась со строителем в семейных трусах, лежащим на матрасе и лениво глядящим в телевизор, как будто он здесь живет! Надо ли говорить, что больше мы с ним не виделись?..
Анастасия Пекова: А у меня во время ремонта квартиры, на этапе демонтажа стен, который по каким-то причинам шел несколько недель, строители нашли время выцарапать на табуретке – моей «ровеснице» – «наскальную живопись».
Евгения Дорофеева: По моему опыту, строителей можно разделить на три группы: нормальные, артисты и женоненавистники. С первыми работать комфортно и легко, вторые из каждой мелочи устраивают трагедию, приглашая в качестве зрителей меня и заказчика, ну а третьи с порога, увидев дизайнера-женщину, объявляют мой проект… некачественным, если выражаться цензурно.
Анна Колмакова: Есть и четвертая группа – это вредители. Они активизируются, если между ними и заказчиком происходит конфликт. При этом ремонт продолжается, но уже, что называется, «на повышенных тонах». Однажды, например, строителей удалили с площадки, а новая бригада обнаружила под демонтированной плиткой сантехнические трубы с отверстиями, перемотанными малярным скотчем…
Наталья Ильиных: Один из моих проектов, дислоцирующихся в Москве, чуть ли не каждый день дает мне повод для улыбки. Заказчик решил обойтись без авторского надзора, зато исправно звонит мне по утрам со словами: «Наталья, извините за беспокойство, мне нужно просто посоветоваться». И так ласково, что я не злюсь, а смеюсь над этой ситуацией!
Анна Колмакова: У меня по проекту на плитке в постирочной должны были цвести роскошные глицинии, свисающие вниз изящными гроздьями. Но, по версии строителей, они и торчащими вверх неплохо выглядят, и вообще на их родине они не растут. Заказчица, кстати, не против: каждый день глицинии напоминают ей об этом забавном случае. А вот вторая ситуация не была такой смешной: послеремонтный клининг начисто уничтожил деликатное покрытие на суперсовременном японском унитазе марки Toto. С тех пор всех предупреждаю, что это произведение инженерного искусства в чистке вовсе не нуждается!
Мария Чудинова: В моей практике не так много сбойных ситуаций с участием строителей. Конечно, стрессы и переживания неизбежны, но с опытом понимаешь, что любую проблему можно решить. Главное – знать, что вы находитесь в одной лодке и идете к одной цели, следовательно, всем лучше ориентироваться на хорошие отношения и конструктивный диалог. А вот курьезы были. Один из последних – на статусном объекте в комплексе «Первомайская 1А». Представьте: коммерческое помещение, первая линия, окна в пол – и за одним из окон красуется старый унитаз. Строители хотели найти ему место и почему-то решили, что у окна этот объект будет смотреться лучше всего. Пришлось их отчитать. Иногда ошибки вовсе не смешат: например, если бригадир не заметил, что в проекте указана увеличенная высота дверных проемов, и везде сделал стандартную. Я заметила, что чаще всего промахи случаются ближе к концу ремонта, когда сроки горят, все на нервах, а объект нужно сдать, например, к Новому году.
Анастасия Пекова: Действительно, смешного в ошибках мало. Если говорить про ситуации, которые требуют особого внимания и срочного вмешательства, то здесь важно умение донести до своего клиента информацию, сохранив доверительный контакт и не испортив общее впечатление от процесса работы над ремонтом и взаимодействия с дизайнером. У каждого из нас разный уровень стрессоустойчивости. Хорошо, если опыт и личные качества специалиста помогают найти быстрое и грамотное решение. Но не всегда получается работать с бригадой как единая команда, и здесь на плечи дизайнера возлагается двойная нагрузка. Иногда вместо того, чтобы обсудить возникшую проблему с дизайнером, строители обращаются напрямую к заказчику, и в этом случае дизайнер автоматически теряет свой авторитет, что может привести к еще более плачевному результату. Поэтому крайне важно проявлять не только свои таланты в разработке проекта, но и навык вести диалог, идти на компромисс, дипломатичность и заинтересованность. И желательно работать в команде во всех смыслах: либо сплоченно, либо со своей бригадой.
Максим Муромцев: Именно для этого сейчас мы занимаемся созданием сообщества специалистов в области дизайна и ремонта. Нам говорят, что это нереально, но все возможно, если у обеих сторон есть желание договориться, выстроить позитивный диалог и прийти к общему пониманию результата… Мы как исполнители так же сталкиваемся с недобросовестными подрядчиками, но для заказчика всегда выступаем неким гарантом того, что все закончится благополучно. В этой уверенности и есть главное преимущество обращения в ремонтную компанию. Иногда срываются сроки, портятся материалы, требуются переделки – тогда мы все риски и затраты берем на себя.
Вообще, возможен ли ремонт без досадных промахов или это неизбежность, к которой нужно отнестись с юмором?
Анастасия Пекова: Точно неизбежность! Самые явные промахи допускаются по таким причинам: ремонт начинался во время работы над проектом; заказчик вносил изменения в проект без согласования с дизайнером; некомпетентная бригада строителей допускала разного рода технические ошибки или неправильно «читала» проект. Очень ценю своих заказчиков за чувство юмора в непростых ситуациях. Я называю это здоровым оптимизмом и проявлением любви к жизни. Были случаи, когда менеджеры брали авансы, не выдерживали сроки и вовсе пропадали. Заказчик терял деньги, время, нервы и, конечно же, доверие к людям. Здесь ему важно чувствовать рядом плечо дизайнера, его участие, сопереживание и помощь.
Не секрет, что в работе дизайнера не обойтись без стрессов. Что вам помогает с ними справляться?
Мария Чудинова: Шампанское! А еще не стоит «рубить сплеча»; лучше сделать паузу, подумать – и принимать взвешенное решение.
Наталья Ильиных: Умение переключаться.
Анастасия Муромцева: На самом деле, можно обойтись и вовсе без стрессов. Хочется сделать взаимодействие дизайнеров и ремонтных компаний не таким болезненным, как сейчас. Зачастую дизайнеры обливают грязью «некомпетентных» строителей, а строители, в свою очередь, недолюбливают дизайнеров и всегда «подставляют» их перед заказчиком. В итоге для наших клиентов «ремонт» равно «боль». А на самом деле это такой интересный процесс! Когда вы приступаете к созданию дома своей мечты, именно дизайнер помогает вам воплотить эту мечту в новых стенах. Вы вместе придумываете вашу яркую жизнь в уникальном интерьере. Ремонт не менее прекрасен тем, что вы наблюдаете, как картинка в вашей голове превращается в реальность. Но, к сожалению, у большинства заказчиков сложился такой стереотип, что ремонт надо просто пережить, а потом забыть, как страшный сон. Наша глобальная цель – избавиться от этого стереотипа и показать заказчикам, что весь процесс может быть безболезненным, легким и приятным. Если мы объединимся и будем помогать друг другу, делиться опытом, защищать совместные интересы как партнеры и тет-а-тет решать конфликтные ситуации, то тем самым сможем вывести сферу ремонта и дизайна на новый уровень. Нам невыгодно воевать, выгодно дружить, ведь цель у нас одна: сделать заказчика счастливым!