О синдроме Стендаля я узнала до того, как попала во Флоренцию. Он проявляется тогда, когда человек находится под воздействием великих произведений искусства или «чрезмерной» красоты.
Мария Кондратович, международный тренер по ораторскому искусству. Автор образовательного курса
Стендаль описал эти ощущения именно во время поездки во Флоренцию: «...я шел, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным...»
Человек оказывается поражен величием, гениальностью и изобилием прекрасного.
Когда я была во Флоренции, городе, где шедевров на улицах, в музеях и соборах больше, чем местных жителей, узнала, что сотрудников флорентийских музеев обучают работать с проявлениями синдрома у посетителей. Кстати, азиаты и североамериканцы не подвержены этим ощущениям, поскольку подобная культура им чужда. У самих итальянцев – иммунитет: они выросли среди дворцов и скульптур.
Также синдром Стендаля называют болезнью образованных людей, или флорентийской.
Когда тебе говорят: «Это скульптура Гермафродита, первый век нашей эры», – становится как-то не по себе. Первый век!
Я читала, что, когда в Москву привезли «Сикстинскую Мадонну», актриса Фаина Раневская услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один сказал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская отреагировала: «Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!»
Может быть, кроме азиатов и североамериканцев, синдром Стендаля чужд и некоторым чиновникам?..
Именно сейчас мне очень хочется наполнять жизнь прекрасным. Помните, скульптура первого века? Мы так недавно живем, а нам там много оставили.