Екатерина Воронина встретилась в париже с художником Тимофеем Колесниковым и поговорила об истинном творческом пути фотографа и художника.
Тимофей Колесников, художник, фотограф
Честно говоря, я люблю фотографию, потому что фотография – разговор о вечности, ведь создаешь ты ее в настоящем, смотрят ее в будущем, а запечатлено на ней прошлое.
Когда я занимался fashion-фотографией, со мной работала команда: продюсер, редактор, креативный директор, стилист, визажист, то есть в процессе участвовало несколько человек, и результат – это коллективный труд. В 2018 году я пришел к тому, что хочу высказываться самостоятельно, и начал пытаться транслировать диалог внутри себя – создавать объекты.
В какой-то момент в сфере фотографии мне стало тесно, было большое стремление расширять границы реальности. Непрерывно занимаясь разбором архива на протяжении восьми месяцев, я осознал, что у меня в архиве 60 тысяч портретов, – и в этот момент пришло понимание, что речь идет явно не про людей, а про мое восприятие этих людей. Но что такое восприятие и кто такой я? После этого я провел год, путешествуя по миру.
Я жил в Тибете и в Индии, встречался с великими мастерами Садхгуру и Далай-ламой и другими прекрасными людьми. В буддизме есть понятие «бардо» – это когда ты умер, но еще не родился; вот это состояние, в котором пребывает душа, я и испытывал.
Я умер, выгорел как профессиональный фотограф, но еще не родился как художник, а это совершенно другая ответственность. Когда ты фотограф, ты ориентируешься на внешние обстоятельства, людей: что подумают они? Художник идет в глубину себя, здесь самое важное – не отвлекаться, идти, не изменяя пути. Иначе куда можно прийти, если ты каждый день меняешь цели?
Я начал изучать процессы шелкографии, работы со стеклом, керамику, живопись. В 2021 году я показал серию работ в Майами на Red Dot Art Fair, там уже были абстрактные работы, выкрашенные ткани, но проект, конечно, был не про ткани, а про трансформацию, которая началась во время пандемии и все еще продолжается.
Это трансформация каждого из нас; произошел скачок, сдвиг, изгнание человека из реальности. Стали возникать новые вопросы, и я начал спрашивать себя: что же такое моя реальность? Так что все мои последующие проекты связаны с изучением этой темы.
Создание искусства для меня – это процесс, технология по достижению внутренней целостности и познанию себя как человеческого существа. Искусство происходит в режиме реального времени и исходит из переживаний, которые ты чувствуешь здесь и сейчас.
В процессе есть развитие, ты обретаешь новый опыт, постоянно путешествуя, выходя из зоны комфорта. Разные страны – разный язык, ментальность и социальная среда. Но фокус на процессе дает возможность относиться ко всему приходящему как к возможности. Если, например, ты играешь в футбол, скажем, нападающий: твоя задача – забивать каждый раз мяч в ворота. Не думать про кубки, медали и деньги. Если ты будешь каждый раз забивать мяч в ворота – у тебя все это будет.
Когда ты находишься в процессе, время исчезает, там нет никаких социальных недопониманий, и ты можешь осознать целостность всего сущего.
Родившись как художник, сейчас я продолжаю создавать фотографию, и это искусство стало для меня еще более ценным. С изобретением телефона появилась возможность фотографировать без труда, без темной комнаты, и я уверен, что это повлияло на восприятие этого искусства в целом.
На «Пари Фото» я убедился в том, что люди любят фотографию. Когда я туда пришел, то понял, что нахожусь дома, я создаю фотографию, я ее коллекционирую, я ее «ем». Как бы поедаю каждый день, духовная пища, она меня вдохновляет. Важно осознать, что такое фотография, понять, что в той или иной работе нас притягивает. Снимая портрет человека, можно ли о нем что-то сказать? Это вообще о нем или о художнике, который снимает, или о видении этого художника, а кто тогда художник? На чем основано его видение? И есть ли возможность создать сейчас что-то уникальное в фотографии? Эти вопросы остаются открытыми, я думаю, у каждого – свой ответ, и очень важно разбудить в себе желание жадно искать ответы, а не «спать» и мирно принимать то, что тебе дают.