Что дает дизайнеру кризис? Как в изменившихся условиях работать с заказчиками, партнерами, поставщиками? На чем стоит экономить, а на чем нет? Ведущие дизайнеры Тюмени, которые даже в сложные времена не переставали создавать прекрасное, делятся своим опытом в специальном проекте рубрики «Дом» по приглашению уютного салона Studio.
Ирина Дюндюкова, руководитель салона Studio
Нина Загребина, дизайнер интерьера, архитектор
Алёна Улицкая, дизайнер интерьера и ландшафта
Юлия Дворянских, дизайнер интерьера
Александр Бейкин, дизайнер интерьера
Анна Колмакова, дизайнер интерьера
Вспомните свой опыт работы в кризисное время. Что изменилось в подходах и решениях, в общении с заказчиками, в самих интерьерах?
Ирина: Первая тенденция экономически нестабильного времени, которую мы отмечаем (а салон Studio пережил немало кризисов), – это появление новых категорий клиентов. Безусловно, есть те, кто сокращает бюджет на ремонт, но появляются и «безразмерные» заказчики: вдруг, в один момент, их чек вырастает в несколько раз. Причем если раньше ты мог по внешнему виду и самопрезентации примерно определить «финансовую емкость» человека, то сейчас форма не соответствует содержанию. Это всегда сюрприз.
Нина: Я вспоминаю первый кризис, 1998 года – нам тогда казалось, что все закончилось и индустрия разрушена. Но именно в тот момент в ней произошел такой рывок, который потом ни с чем нельзя было сравнить. Любой кризис – это становление рынка или же его передел. И тогда, и, как я догадываюсь, сейчас можно было делать все, что хочешь, – перед тобой поле непаханое. Пока все думают и боятся, ты можешь заявить о себе и занять их место – это первое. И второй совет – собери все свои ресурсы и проанализируй их: что у тебя есть, как на этом можно заработать и какие возможности для себя получить. Есть недвижимость в собственности – сдавай, раздутый коллектив – увольняй, неуверенный бюджет – оптимизируй. Текущий кризис подарил мне третий инсайт: стоит заглянуть внутрь себя, остановиться и подумать, в том ли направлении ты идешь и не нужно ли тебе замедлить свой бег.
Алёна: Согласна с тем, что любой из прошедших кризисов дарил нам мощные возможности для развития, и этот, скорее всего, – не исключение. Сложное время просто не дает тебе шанса саботировать изменения: ты или перестраиваешься, или уходишь с рынка. Как только настраиваешь свои мысли «в плюс», к тебе начинают притягиваться новые проекты, люди и партнеры. Казалось бы, экономика падает – а звонки от заказчиков поступают каждый день.
Юлия: Кроме того, эти изменения буквально заставляют тебя навести порядок в делах и пересмотреть все, что ты так долго откладывал. Сейчас решения надо принимать быстро – и эффективными они будут только тогда, когда лягут на стройную, структурированную и чистую основу.
Как изменившиеся внешние условия влияют на индустрию дизайна? формирование бюджета? стиль проекта? Есть ли какие-то общие тенденции, которые вы наблюдаете?
Алёна: В индустрию приходят новые специалисты, и их очень много. Чтобы не потеряться в потоке дизайнеров, надо подтверждать свою значимость и экспертность. Профессиональный авторитет становится еще более ценным инструментом, чем раньше. Чтобы его заработать, молодому поколению нужно пройти через экономические спады в том числе. Ведь не только мы интуитивно «считываем» заказчиков, но и они – нас.
Анна: При этом практика показывает, что неквалифицированные новички уходят с рынка так же быстро, как и приходят. Сейчас красивая «картинка» в соцсетях уже не работает: в кризис люди тщательнее думают о том, кому доверить свои деньги. И мы возвращаемся к старому доброму «сарафанному радио».
Ирина: Это как раз тот случай, когда твоя репутация, которую ты так долго взращивал, начинает работать на тебя.
Нина: Еще одна тенденция – среди заказчиков снова, как в 90-е, начинают появляться нувориши. Это быстро разбогатевшие люди, которым еще нужно научиться красиво тратить свои деньги. В этой ситуации дизайнер становится проводником, помогая человеку разобраться с трендами, развивая его насмотренность и вкус, прививая ему культуру хорошего дизайна.
Юлия: Мы как раз и начали разговор с того, что в сложное время одни люди уходят с рынка, освобождая место другим. Это происходит и с дизайнерами, и с заказчиками…
Ирина: …и с поставщиками. Именно поэтому в кризис так важно тщательно выбирать партнеров. Слабые могут уйти со сцены, забрав с собой и ваши деньги. Как показала практика, часть компаний уже закрылась, не справившись даже с первым стрессом. Мы же благодаря своему опыту чувствуем себя вполне уверенно: Studio всегда работал в таком стиле, просто сейчас еще немного ускорился.
Нина: Сегодня ничего нельзя просчитывать заранее; ты действуешь здесь и сейчас, зачастую интуитивно.
Ирина: Зато, и это один из позитивных моментов, многие заказчики наконец-то прекращают экономить. Они разрешают себе покупать больше и дороже, опираясь на мысль: «А вдруг потом я не смогу себе этого позволить?» Но есть, безусловно, и те, кто боится вкладывать в ремонт. Здесь менеджер или дизайнер иногда должны проявить родительскую позицию и настоять на своем. Во многом мы – опора для человека, попавшего в неудобные и стрессовые условия.
Юлия: Необходимость доверить принятие решения дизайнеру не воспринимается как давление с его стороны – наоборот, люди благодарны тебе за то, что ты берешь ответственность на себя. Ведь ты компетентен в этой сфере, заказчику же лучше сосредоточиться на своем деле и своей семье.
Зачастую в кризис работу стопорит не отсутствие денег, а страх будущего. Как помочь заказчику его преодолеть?
Алёна: Во-первых, необходимо привести его к партнерам, в которых ты сам уверен на 100 процентов. Их опыт, компетенции и гибкость, безусловно, успокаивают и настраивают на позитивный результат.
Александр: Во-вторых, в таких условиях материалы, исполнители и дизайнерские решения должны проходить еще более тщательную и строгую селекцию. Видя ваше отношение к проекту и готовность в каких-то вопросах пойти навстречу (так, сейчас я в четвертый раз переделываю концепцию одного объекта только потому, что заказчик задерживает оплату материала – и тот «уходит» к другим покупателям), человек доверится вашему профессионализму.
Какие навыки необходимы дизайнеру сейчас?
Юлия: Как бы банально это ни звучало, от вас требуется лишь способность работать, в кризис и без кризиса, с деньгами и без них.
Анна: Гибкость – в принципе, дизайнеры всегда обладали этим качеством, но в кризис оно тренируется еще лучше.
Нина: Важно убрать все поверхностное и наносное – «понты» сейчас никому не интересны, имеет значение только результат.
В чем кризис может быть полезным для дизайн-индустрии?
Нина: Это время очень полезно для перенастройки диоптрий, поиска нового и активизации ресурсов. Иногда нужно сделать шаг в сторону, чтобы достичь успеха.
Ирина: Кризис закаляет характер – в дальнейшем ты останешься на своем месте несмотря на любые внешние условия.
Юлия: Плюс он помогает отсечь все лишнее и сосредоточиться только на главном. Причем сделать это быстро. Рынок сузился, и нет времени долго думать, раскачиваться, планировать. Решения принимаются моментально. Раньше ты тратил кучу времени на подгонку всего ко всему, сейчас – любой материал выхватываешь там, где он появляется. Это связано с нарушением схем поставок, последствия которого мы еще не вполне почувствовали на себе.
Александр: С одной стороны, работа на компромиссах – это минус. С другой – она повышает твою жизнестойкость и дает новые возможности. Когда бюджет неограничен, тебе достаточно привнести в интерьер пару-тройку дорогих арт-объектов, которые будут сами рассказывать историю в этом пространстве. Им не нужна поддержка. А необходимость экономить заставляет тебя еще больше работать над эргономикой, визуальным впечатлением, сочетаниями – это развивает профессионализм.
Если бы нужно было сформулировать одно-единственное правило на тему «Как развиваться в кризис», то каким бы оно было?
Ирина: Отвечу словами Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Нина: Пойми, в чем ты лучший, и используй свои возможности по максимуму.
Алёна: Консолидируй свои силы с партнерами – объединяясь, мы укрепляем собственные позиции.
Александр: Я в профессии с начала 90-х и поэтапно, вместе со страной, проходил все ее кризисы, дефолты и провалы. Что сейчас делать? Просто работать, как и раньше, исходя из данности на сегодняшний день. Пытаться получить максимальный результат из того минимума, что предлагает рынок. Активизировать внутренние резервы.
Юлия: Быть помощником для своих заказчиков. Стать не просто их партнером и другом, а точкой опоры. Убедить в том, что они должны слушать тебя, – ведь именно за твою экспертность тебе и платят. Также важно посвящать больше времени семье: в период затяжного кризиса ей как никогда нужны внимание и поддержка.
Нина: Проанализируй свою работу: ты занимаешься дизайном живым, интуитивным или коммерческим? По опыту могу сказать, что шаблоны и «натянутые» на реальные интерьеры картинки не покупаются. Гораздо интереснее и выгоднее найти свою уникальность и нести ее людям.