Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство Съемки Журнал
Кризис в дизайне: развивайся или проиграешь
Текст: Евгения Васенина Фото: Андрей Быданов

Что дает дизайнеру кризис? Как в изменившихся условиях работать с заказчиками, партнерами, поставщиками? На чем стоит экономить, а на чем нет? Ведущие дизайнеры Тюмени, которые даже в сложные времена не переставали создавать прекрасное, делятся своим опытом в специальном проекте рубрики «Дом» по приглашению уютного салона Studio.


1.jpg

Профессиональный авторитет становится еще более ценным инструментом, чем раньше


3.jpg

Ирина Дюндюкова, руководитель салона Studio



4.jpg

Нина Загребина, дизайнер интерьера, архитектор



2.jpg

Алёна Улицкая, дизайнер интерьера и ландшафта



5.jpg

Юлия Дворянских, дизайнер интерьера



7.jpg

Александр Бейкин, дизайнер интерьера



6.jpg

Анна Колмакова, дизайнер интерьера




Вспомните свой опыт работы в кризисное время. Что изменилось в подходах и решениях, в общении с заказчиками, в самих интерьерах? 

Ирина: Первая тенденция экономически нестабильного времени, которую мы отмечаем (а салон Studio пережил немало кризисов), – это появление новых категорий клиентов. Безусловно, есть те, кто сокращает бюджет на ремонт, но появляются и «безразмерные» заказчики: вдруг, в один момент, их чек вырастает в несколько раз. Причем если раньше ты мог по внешнему виду и самопрезентации примерно определить «финансовую емкость» человека, то сейчас форма не соответствует содержанию. Это всегда сюрприз.

Нина: Я вспоминаю первый кризис, 1998 года – нам тогда казалось, что все закончилось и индустрия разрушена. Но именно в тот момент в ней произошел такой рывок, который потом ни с чем нельзя было сравнить. Любой кризис – это становление рынка или же его передел. И тогда, и, как я догадываюсь, сейчас можно было делать все, что хочешь, – перед тобой поле непаханое. Пока все думают и боятся, ты можешь заявить о себе и занять их место – это первое. И второй совет – собери все свои ресурсы и проанализируй их: что у тебя есть, как на этом можно заработать и какие возможности для себя получить. Есть недвижимость в собственности – сдавай, раздутый коллектив – увольняй, неуверенный бюджет – оптимизируй. Текущий кризис подарил мне третий инсайт: стоит заглянуть внутрь себя, остановиться и подумать, в том ли направлении ты идешь и не нужно ли тебе замедлить свой бег.

Алёна: Согласна с тем, что любой из прошедших кризисов дарил нам мощные возможности для развития, и этот, скорее всего, – не исключение. Сложное время просто не дает тебе шанса саботировать изменения: ты или перестраиваешься, или уходишь с рынка. Как только настраиваешь свои мысли «в плюс», к тебе начинают притягиваться новые проекты, люди и партнеры. Казалось бы, экономика падает – а звонки от заказчиков поступают каждый день. 

Юлия: Кроме того, эти изменения буквально заставляют тебя навести порядок в делах и пересмотреть все, что ты так долго откладывал. Сейчас решения надо принимать быстро – и эффективными они будут только тогда, когда лягут на стройную, структурированную и чистую основу.

Как изменившиеся внешние условия влияют на индустрию дизайна? формирование бюджета? стиль проекта? Есть ли какие-то общие тенденции, которые вы наблюдаете?

Алёна: В индустрию приходят новые специалисты, и их очень много. Чтобы не потеряться в потоке дизайнеров, надо подтверждать свою значимость и экспертность. Профессиональный авторитет становится еще более ценным инструментом, чем раньше. Чтобы его заработать, молодому поколению нужно пройти через экономические спады в том числе. Ведь не только мы интуитивно «считываем» заказчиков, но и они – нас. 

Анна: При этом практика показывает, что неквалифицированные новички уходят с рынка так же быстро, как и приходят. Сейчас красивая «картинка» в соцсетях уже не работает: в кризис люди тщательнее думают о том, кому доверить свои деньги. И мы возвращаемся к старому доброму «сарафанному радио». 

Ирина: Это как раз тот случай, когда твоя репутация, которую ты так долго взращивал, начинает работать на тебя. 

Нина: Еще одна тенденция – среди заказчиков снова, как в 90-е, начинают появляться нувориши. Это быстро разбогатевшие люди, которым еще нужно научиться красиво тратить свои деньги. В этой ситуации дизайнер становится проводником, помогая человеку разобраться с трендами, развивая его насмотренность и вкус, прививая ему культуру хорошего дизайна.

Юлия: Мы как раз и начали разговор с того, что в сложное время одни люди уходят с рынка, освобождая место другим. Это происходит и с дизайнерами, и с заказчиками…

Ирина: …и с поставщиками. Именно поэтому в кризис так важно тщательно выбирать партнеров. Слабые могут уйти со сцены, забрав с собой и ваши деньги. Как показала практика, часть компаний уже закрылась, не справившись даже с первым стрессом. Мы же благодаря своему опыту чувствуем себя вполне уверенно: Studio всегда работал в таком стиле, просто сейчас еще немного ускорился.

Нина: Сегодня ничего нельзя просчитывать заранее; ты действуешь здесь и сейчас, зачастую интуитивно. 

Ирина: Зато, и это один из позитивных моментов, многие заказчики наконец-то прекращают экономить. Они разрешают себе покупать больше и дороже, опираясь на мысль: «А вдруг потом я не смогу себе этого позволить?» Но есть, безусловно, и те, кто боится вкладывать в ремонт. Здесь менеджер или дизайнер иногда должны проявить родительскую позицию и настоять на своем. Во многом мы – опора для человека, попавшего в неудобные и стрессовые условия.

Юлия: Необходимость доверить принятие решения дизайнеру не воспринимается как давление с его стороны – наоборот, люди благодарны тебе за то, что ты берешь ответственность на себя. Ведь ты компетентен в этой сфере, заказчику же лучше сосредоточиться на своем деле и своей семье.

Зачастую в кризис работу стопорит не отсутствие денег, а страх будущего. Как помочь заказчику его преодолеть? 

Алёна: Во-первых, необходимо привести его к партнерам, в которых ты сам уверен на 100 процентов. Их опыт, компетенции и гибкость, безусловно, успокаивают и настраивают на позитивный результат. 

Александр: Во-вторых, в таких условиях материалы, исполнители и дизайнерские решения должны проходить еще более тщательную и строгую селекцию. Видя ваше отношение к проекту и готовность в каких-то вопросах пойти навстречу (так, сейчас я в четвертый раз переделываю концепцию одного объекта только потому, что заказчик задерживает оплату материала – и тот «уходит» к другим покупателям), человек доверится вашему профессионализму.

Какие навыки необходимы дизайнеру сейчас? 

Юлия: Как бы банально это ни звучало, от вас требуется лишь способность работать, в кризис и без кризиса, с деньгами и без них.

Анна: Гибкость – в принципе, дизайнеры всегда обладали этим качеством, но в кризис оно тренируется еще лучше.

Нина: Важно убрать все поверхностное и наносное – «понты» сейчас никому не интересны, имеет значение только результат.

В чем кризис может быть полезным для дизайн-индустрии?

Нина: Это время очень полезно для перенастройки диоптрий, поиска нового и активизации ресурсов. Иногда нужно сделать шаг в сторону, чтобы достичь успеха.

Ирина: Кризис закаляет характер – в дальнейшем ты останешься на своем месте несмотря на любые внешние условия.

Юлия: Плюс он помогает отсечь все лишнее и сосредоточиться только на главном. Причем сделать это быстро. Рынок сузился, и нет времени долго думать, раскачиваться, планировать. Решения принимаются моментально. Раньше ты тратил кучу времени на подгонку всего ко всему, сейчас – любой материал выхватываешь там, где он появляется. Это связано с нарушением схем поставок, последствия которого мы еще не вполне почувствовали на себе. 

Александр: С одной стороны, работа на компромиссах – это минус. С другой – она повышает твою жизнестойкость и дает новые возможности. Когда бюджет неограничен, тебе достаточно привнести в интерьер пару-тройку дорогих арт-объектов, которые будут сами рассказывать историю в этом пространстве. Им не нужна поддержка. А необходимость экономить заставляет тебя еще больше работать над эргономикой, визуальным впечатлением, сочетаниями – это развивает профессионализм. 

Если бы нужно было сформулировать одно-единственное правило на тему «Как развиваться в кризис», то каким бы оно было?

Ирина: Отвечу словами Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» 

Нина: Пойми, в чем ты лучший, и используй свои возможности по максимуму.

Алёна: Консолидируй свои силы с партнерами – объединяясь, мы укрепляем собственные позиции.

Александр: Я в профессии с начала 90-х и поэтапно, вместе со страной, проходил все ее кризисы, дефолты и провалы. Что сейчас делать? Просто работать, как и раньше, исходя из данности на сегодняшний день. Пытаться получить максимальный результат из того минимума, что предлагает рынок. Активизировать внутренние резервы.

Юлия: Быть помощником для своих заказчиков. Стать не просто их партнером и другом, а точкой опоры. Убедить в том, что они должны слушать тебя, – ведь именно за твою экспертность тебе и платят. Также важно посвящать больше времени семье: в период затяжного кризиса ей как никогда нужны внимание и поддержка.

Нина: Проанализируй свою работу: ты занимаешься дизайном живым, интуитивным или коммерческим? По опыту могу сказать, что шаблоны и «натянутые» на реальные интерьеры картинки не покупаются. Гораздо интереснее и выгоднее найти свою уникальность и нести ее людям.

Поделиться