Марина Добровольская,
издатель журнала
Утверждение о том, что тело – произведение искусства, перестает звучать лишь как красивая метафора, когда погружаешься в мастерство реставрации. В этом процессе будто скрыта целая философия отношения к себе как к идеальному творению.
Восстановление какого-либо объекта проводится с минимальным вмешательством в изначальную идею. Перед экспертом стоит задача удалить деформации холста путем его уплотнения, разглаживания и иногда – увлажнения, укрепить ткань при наличии симптомов старения, очистить ее от загрязнений, заполнить пустоты грунтом в тех местах, где осыпалась краска, воссоздать покрытие мелкими точечными мазками и покрыть лаком. Читая это, невольно представляешь себе кабинет косметолога и его арсенал «реставрационных» процедур. Правда, работа специалиста с кистью, в отличие от результата труда профессионала с иглой, должна быть деликатной, но заметной (!). Зритель имеет право знать, что было задумано создателем. Мы же стараемся сделать все для того, чтобы рукотворные штрихи к картине, написанной самой природой, никто не обнаружил. Это, к слову, редко кому удается и потому высоко ценится.
Внимание к телу не только как к инструменту достижения целей, который мы нещадно эксплуатируем, но и как к космическому проводнику, неповторимому шедевру Бога, самому честному судье делает нас ответственными реставраторами, которые могут пусть и не разгадать авторский замысел, но – попытаться это сделать.
Тренды и трансформации, философия совершенства и эстетика несовершенного, границы дозволенного обнажения и союз физического с духовным – майский номер посвящен нашей форме во всем многообразии представлений о ней!