Концепция work-life blend предполагает, что вы не проводите жестких границ между работой и личной жизнью, а гармонично смешиваете разные сферы между собой, расставляя приоритеты и не забывая про отдых. Если вам не близка карьера в режиме «8 часов 5 дней в неделю» и вы хотите в будни выбираться на пилатес, встречаться с друзьями, созерцать природу, work-life blend – то, что нужно.
В теории все очень просто, а что на практике? Многие из тех, кто не понаслышке знаком с правилами тайм-менеджмента, утверждают, что work-life blend – лишь красивая концепция, не имеющая ничего общего с реальностью. Возможно, это словосочетание будет изящно смотреться в ваших сторис, но по-настоящему встроить его в жизнь могут лишь… бездельники. Мы решили углубиться в тему с помощью профессионалов: психолога, хедхантера, бизнес-тренера, консультанта по развитию личности. Каждый из них не только прекрасно разбирается в вопросе и рассказывает об этом другим, но и сам – предприниматель с большими проектами и большими достижениями.
Анна Егорова, психолог, супервизор (Санкт-Петербург)
Почему философия work-life blend появилась именно в наше время, всего несколько лет назад? «Одни концепции сменяют другие; эта, возможно, связана с тем, что сейчас является социально одобряемым поиск себя, который «запускает» стремление стать счастливым, – экспертно отвечает психолог Анна Егорова. – На мой взгляд, это своего рода эволюция: представители нынешнего поколения могут задуматься о том, кем они себя осознают, что для них важно, в какую сторону им нужно развиваться. Если же мы возьмем человека возраста 25–40 лет, то его растил родитель, не имевший возможностей, знаний, окружения, которые есть в данный момент. Тем самым мы имеем людей, выросших без понимания того, кто они, но сейчас эти взрослые находятся в среде, поощряющей поиск себя, поэтому так популярна психотерапия и разные концепции выстраивания гармоничной жизни». В этом ряду концепций и подходов work-life blend выглядит очень привлекательно: кому не захочется работать налегке, разбавляя понедельники сеансами спа! Но применима ли она к реальности на самом деле? В этом вопросе Анна выступает на стороне поклонников идеи «взболтать, но не смешивать», правда, с некоторыми оговорками: «Думаю, что концепция work-life blend очень работающая, однако только для людей, которые находятся в бережной созвучности с собой. Такая модель подразумевает, что человек миксует рабочее время с личным. Важно, чтобы, завтракая с подругой в рабочее время, вы действительно были погружены в общение, а не думали о задачах, которые необходимо будет выполнить, вернувшись в офис. Для меня work-life blend звучит как возможность воплотить все желаемое». Получается, что мечта жить на максимум, не деля свою реальность на «серые будни» и «отрыв в выходные», вполне осуществима. Проблема лишь в том, чтобы найти идеальное соотношение ингредиентов в этом коктейле, и здесь на помощь приходят вещи базовые и основополагающие: «Work-life balance – это же не только удачное распределение между личным и рабочим, это умение расставлять приоритеты, то есть понимать, что в данный период для вас важнее. Например, завершить проект – и тогда вы отдаете больше времени работе, при этом постоянно сверяясь с собой: есть ли внутри ощущение того самого баланса. Чтобы найти личную формулу равновесия, стоит ориентироваться на свои ценности и потребности: что для меня важно? чего я хочу на самом деле?»
Не смогли удержаться и обсудили с Анной Егоровой еще несколько насущных вопросов «от редакции».
Полезна или вредна многозадачность?
Для кого-то многозадачность – это очень естественно: его психика выдерживает напряжение от большой нагрузки, а для кого-то тот же объем будет неподъемным и даже небезопасным. Все очень индивидуально. Важно исследовать себя, свои возможности и особенности. Знаете, как будто писать к себе инструкцию по применению.
«Засыпаю с мыслью о том, чем мне нужно будет заняться, как только я открою глаза, и это очень выматывает», – что за состояние и как от него избавиться?
Это звучит как выживание, а не жизнь. Как тревожность и невозможность опереться на самого себя. В психотерапевтическом пространстве я спросила бы: а что будет, если вы не сделаете все эти задачи? И, возможно, у клиента появится осознание того, что мир не разрушится, если он не переделает кучу дел. Может быть, он увидит, что за тревогой скрывается что-то другое. Ведь порой мы нагружаем себя, чтобы не замечать, что нас, скажем, не удовлетворяют отношения с партнером. Привычнее засыпать с мыслью, чем вы займетесь утром, нежели свериться с собой.
Почему так часто сейчас звучит слово «замедлиться» (которое, признаться, уже бесит)?
Возможно, потому, что функционирование в мире порой напоминает гонку: выше-быстрее-сильнее. Мы гонимся за тенденциями, за тем, чтобы соответствовать новым веяниям или кого-то превзойти. «Замедлиться» – не психологический термин, при этом он емкий в том, что призывает остановиться и прислушаться к себе, хоть и звучит нынче уже как ругательство.
Ташика Юрченко, хедхантер, блогер, автор онлайн-курса «Объект обнаружен»
HR размышляет на тему work-life blend в более жестких категориях. Нам нравится думать, что современные работодатели больше не заинтересованы в сотрудниках-трудоголиках, что им нужны в компании счастливые люди, гармонично совмещающие разные сферы жизни. А быть на связи 24/7, жить только работой, «включать» достигаторство на полную – это же так неактуально! Ташика Юрченко, практикующий хедхантер с огромным опытом и постоянный консультант первых лиц, в выражениях не стесняется: «Дело в том, что я работаю исключительно с руководителями и каждый день провожу собеседования с ними. В нише топов изъясняются языком метрик, показателей эффективности и бизнеса, и персонала. Я ни разу за девять лет не встречала сильного топа, который показывает стабильный результат в цифрах (рост доли рынка, чистой прибыли, численности персонала, масштабирование бизнеса и тому подобное) и при этом жалуется на то, что он много работает и поэтому выгорел. Те, кто не может назвать четких данных в динамике своей работы, наоборот, сетуют на некое «выгорание». Плюс я не понимаю значение слова «выгорел». Можно конкретнее? Вам надоело работать в одной и той же сфере, или вы устали работать с этим собственником, или пришло новое руководство и всех к черту поувольняли. Это язык взрослых людей управленческого звена. А «выгорел» – это отмазка, когда нечего больше сказать». Что касается трудоголизма, то он устарел вовсе не потому, что для корпораций счастье сотрудников вдруг встало на первое место, потеснив эффективность. Все гораздо практичнее и проще: «Трудоголизм – это термин, обозначающий стремление человека чрезмерно трудиться, выходящее за рамки естественного трудолюбия. Кому сейчас нужны сотрудники, которым приходится чрезмерно трудиться, вместо того чтобы настроить процессы и управлять бизнесом через цифры и показатели? Только тем, кто сам не понимает, как это делать». Для тех же, кто понимает, что к чему, пандемия и «открытый мир» придумали удаленку. Этот тренд уже ни в каких оправдательных показаниях не нуждается – реальность говорит сама за себя: «Тенденция рынка труда совершенно прозрачна: мы все еще активно переходим на удаленный или хотя бы гибридный формат работы. В управленческом звене это нормально. Когда руководитель понимает бизнес-процессы, их основные показатели эффективности, то он может и удаленно управлять. Исключение – должности, где нужно по роду деятельности быть на месте офлайн (например, управляющий рестораном, директор производства и прочее)».
Максим Батырев, бизнес-тренер, основатель Batyrev Consulting Group (Москва)
Максим Батырев, бизнес-тренер и автор четырех бестселлеров, в том числе «45 татуировок менеджера», подтверждает, что в последние годы идея work-life blend стала трендом, потому что многие из тех, кто раньше «убивал» себя на работе, сегодня задумываются о своей реализации в других сферах жизни, ищут источники восстановления, обращаются к энергетическим практикам и прочее. Но его личное мнение на этот счет не изменилось со времен написания книги «45 татуировок личности»: «Сначала успех – потом счастье. Говорю это как человек, который 20 лет работал по 14 часов в день. Сейчас, когда мне 43, я начал выстраивать свою систему счастья. Это тоже нужно делать вовремя». Как говорит бизнес-тренер с многолетней практикой, есть два типа собственников: первые продолжают пахать и создавать для себя рабочее место в собственной компании. Они не поднимают головы и видят цель своей жизни только в том, чтобы быть успешными в бизнесе. Как герой фильма «Быть Уорреном Баффетом», который в 90 лет встает и идет на работу, при этом не имеет семьи и других увлечений, кроме фондовых рынков. «Кстати, далеко не все из них доживают до преклонных лет», – отмечает Максим. Он относит себя ко второму типу предпринимателей – и то же рекомендует другим: «Сначала, когда у тебя есть силы, энергия, запал, здоровье, нужно добиваться успехов. Закрыть как минимум базовый уровень потребностей: обеспечить себя и свою семью недвижимостью, диверсифицировать финансы, создать стратегический запас хотя бы на 12 месяцев. А потом уже строить свою систему счастья. Не буду сравнивать ее с «колесом жизненного баланса»: я скептически отношусь к этой концепции. Когда смотришь на это колесо, перманентно ощущаешь собственное несовершенство: я и в театры не хожу, и спортом не занимаюсь на «десятку», и с друзьями не успеваю встречаться. Поработайте лет 20, а после этого начинайте бегать, путешествовать и культурно развиваться. За счет чего это возможно? Вы должны создать систему, которая будет работать без вас, то есть регулярно заниматься менеджментом и выращивать людей, чтобы впоследствии сделать их своими партнерами. Это моя история. Я это делал для того, чтобы чувствовать себя счастливым сейчас». Подход, который кажется логичным 30–40-летним, часто вызывает недоумение у представителей поколения Z: «Я часто провожу мастер-классы для молодых людей и, бывает, получаю от них вопросы вроде «Как не выгореть на работе?». Пока вы не достигли успеха, не думайте об этом. Ваши основные запросы – труд, дисциплина, развитие. Договаривайтесь с собой каждый день, впитывайте, читайте, но в 20 примерять к себе принципы work-life blend – моветон».
Юлия Васильева, организатор масштабных деловых событий, руководитель комитета «Образование и кадры» ТРО «Деловая Россия», продюсер бизнес-форума «День знаний для предпринимателей», консультант по развитию личности и бизнеса
Юлия Васильева, организатор значимых деловых событий, соглашается с позицией Максима Батырева, с которым сотрудничает и общается уже несколько лет (о ней Максим даже писал в «45 татуировках личности»): «Сейчас много говорят про счастье и баланс. Мне откликается парадигма, в которой рассматриваются два уровня проживания своего потенциала: биологический и психический. На психический уровень, когда человек максимально осознан, ищет дело души, работает в том числе и для развития других, возможно перейти, только когда у тебя есть твердая база, когда закрыта потребность в безопасности. На это есть – условно – 40 лет. В указанный период действия и результат стоят на первом месте. Редко люди задаются вопросом о смысле жизни, пока у них не выплачена ипотека». Что же делать, чтобы достичь баланса, быть успешным и счастливым одновременно, успевать многое? На этот вопрос Юлия, которая, помимо всех своих заслуженных регалий, носит и неофициальное звание амбассадора интуиции, отвечает отнюдь не поверхностно: «На консультациях я обычно даю три совета: развивай тело и чувствительность; честно отвечай себе на вопрос «Зачем ты это делаешь?» (ответ можешь услышать только в тишине, тишине ума); разберись с бессознательным, хотя бы с базовым пониманием того, как устроена психика, – это позволит получать точные ответы на все вопросы».