Большинство людей привыкло считать моду не видом искусства, а, скорее, индустрией – в силу коммерческой составляющей. Но диалог между миром моды и искусства продолжается уже не один десяток лет благодаря союзу дизайнеров с художниками, архитекторами, иллюстраторами и фотографами.
Елена Жардан, стилист
Работы Скиапарелли с Сальвадором Дали
Одним из первых тандемов, или, как сейчас говорят, коллабораций, в моде стало сотрудничество Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали.
– Вы одеваетесь в стиле моих картин!
– Нет, это вы пишете картины в стиле моих платьев!
Эльза Скиапарелли
Такой диалог произошел между Эльзой и Сальвадором на премьере фильма Луиса Бунюэля «Андалузский пес». С тех пор и началась дружба дизайнера с эксцентричным художником. По эскизам Скиап – так называл ее весь светский Париж – была создана серия сюрреалистических шедевров. Знаменитое платье «Лобстер» из белой органзы сшито специально для герцогини Виндзорской Уоллис Симпсон. Вспомним и культовое анатомичное платье-«скелет» из черного крепа с очертаниями человеческих костей. Его ткань была настолько плотной, что ощущалась моделью как вторая кожа. Это произведение до сих пор вдохновляет дизайнеров. Еще одним совместным творением стал наряд «Слеза» с оптической иллюзией. Дали помог Скиапарелли нарисовать «исчезающие слезы», которые можно рассмотреть только под определенным углом и с определенного расстояния. Символичное платье с принтом в виде рваных кусков ткани имитировало разорванную плоть животных.
Дали был не единственным, с кем Эльза Скиапарелли образовала творческий союз. Дизайнер наладила партнерские отношения и с другими художниками той эпохи: Мерет Оппенгейм создавала украшения из меха, Альберто Джакометти проектировал мебель, броши и пуговицы. Вместе с королем богемы Жаном Кокто Эльза придумала жакет с «обнимающими руками» и манто с вышивкой, где два женских профиля образуют вазу с цветами. Скиапарелли одна из первых превратила обычные показы в перформансы и яркие fashion-шоу, примерно те, которые мы видим на подиуме сегодня. Тяга к визуальному искусству, безусловно, повлияла на все ее работы – от газетного принта, черной шляпы в форме башмака с фетровым каблуком, перчаток с накладными золотыми ногтями, жакета с карманами в виде выдвижных ящиков и сумки-телефона до шокирующего розового.
В 1954 году Эльза Скиапарелли закрыла свой Модный дом, не сумев адаптироваться к радикально новым послевоенным условиям, а в 1973-м передала свои произведения, эскизы и готовые платья, французскому Музею моды и текстиля.
В 2013 году Schiaparelli вновь пришел в большую моду. Но, на мой взгляд, триумфальное возвращение случилось только в 2019-м, когда Модный дом объявил имя нового креативного директора – им стал Дэниел Розберри. Он показывает блестящую работу с архивами и ДНК, особое внимание уделяя ювелирному сюрреализму и делая это гениально. Сегодня показ кутюрных коллекций марки – самое ожидаемое событие на Неделе моды, собирающее всех звезд A-листа. Schiaparelli хотят носить все. Это главный бренд красных дорожек.
В современном мире мода без искусства невозможна. Сотрудничество брендов с художниками позволяет им расширять аудиторию и создавать коллекции, в которых важна не только эстетика, но и история, глубина, идея – то, что может затронуть наше сердце и разум.
Schiaparelli Haute Couture весна-лето – 2022
Schiaparelli Haute Couture осень-зима – 2022/23