Культовый итальянский дизайн уже более 70 лет диктует моду всему миру. Но образцам для подражания тоже свойственно меняться – каким стал новый стиль «made in Italy» и почему мы уже его любим? Разбираемся с ведущими дизайнерами Тюмени – и в самом подходящем для этого месте: элегантном шоуруме мебельной компании Natuzzi Editions.
Елена Калинина, соучредитель мебельной компании ALLEGRO Home и Natuzzi Editions в Тюмени, председатель Ассоциации дизайнеров и архитекторов Тюменской области
Ольга Невская, архитектор, дизайнер интерьеров
Наталья Сидорова, дизайнер интерьеров, руководитель дизайн-студии Workshop
Надежда Калюжная, дизайнер интерьеров, руководитель студии «Гранат»
Антон Аникин, дизайнер интерьеров, член Союза дизайнеров России
Анна Белоконь, архитектор, дизайнер интерьеров, руководитель частной школы дизайна
В чем секрет великого итальянского дизайна? Назовите те его черты, которые для вас ценны.
Наталья: Итальянский дизайн – это то, что привлекает взгляд и становится объектом эстетического исследования. Здесь детали пропитаны идеей, эффектные линии тонко подчеркнуты, а фактуры проникнуты чувственностью. Все это делает дизайн родом из Италии по-настоящему уникальным.
Надежда: Для меня итальянский дизайн – это про эмоции и радость. В нем всегда есть интрига, любопытство, эпатаж и провокация. История зарождения итальянского дизайна началась в послевоенное время – люди истосковались по красоте, хотелось чего-то яркого и особенного. Все силы были брошены на развитие промышленности. Итальянцам, в тесной связке дизайна и производства, удалось за какие-то полвека воплотить в жизнь концепцию dolce vita, которой сегодня восхищается весь мир. Они и сейчас создают дизайн будущего, не боятся экспериментировать и поражать наше воображение. Безусловно, в последние годы, вслед за всеобщим трендом, итальянцы стали более спокойными, «сглаженными» и ориентированными на коммерцию. Так, на последней выставке я была шокирована тем, как изменился подход к дизайну у фабрики Provasi, которая всегда была хранительницей традиций классического стиля. Куда делись эти шикарные сочетания насыщенных оттенков? Почему стало так много серого и бежевого? Возможно, прошлое обретает новые формы и цвет. Мне кажется, представители этой нации даже шарфик не могут завязать нелепо – в них со времен Великого Рима буквально встроен ген эстетики.
Ольга: Итальянцы очень ценят свое богатое историческое наследие, которое актуально до сих пор и применяется для оформления современных проектов. Благодаря ему мы и сегодня используем такие элементы, как арки, витражи, принцип парности, создающий баланс в интерьере, – только стилизуем все это в русле актуальных трендов. Вторая важная черта итальянского дизайна –это живое искусство: живопись, антиквариат, декор, привезенный из путешествия или памятный хозяевам дома, – важные детали наполнения интерьера.
Елена: Согласна с тем, что предметный дизайн в Италии никогда не бывает сам по себе. Он всегда связан с чем-то большим – скажем, вдохновлен каким-то замком, ущельем, человеком или даже блюдом. В простой форме может быть заложено много смысла.
Какие культовые предметы итальянского дизайна вы с удовольствием разместили бы в своих интерьерах и сегодня?
Анна: На самом деле без итальянского наследия не обходится ни один дизайн-проект. И если раньше итальянцы ассоциировались больше с классикой и сохранением традиций, то сегодня они стали очень смелыми. Фабрики приглашают дизайнеров с мировым именем, тщательно следят за развитием тенденций и технологий, рассматривают каждый предмет не с точки зрения функции, а, скорее, как объект искусства. Сейчас я люблю Италию даже больше, чем раньше. Креативность, тонкая работа с цветом – вместо спокойных природных тонов стали появляться сочные неоновые оттенки, обилие стекла и металла, необычные сочетания материалов – ко всему этому невозможно остаться равнодушным.
Наталья: Можно беспрерывно перечислять культовые предметы итальянского дизайна, но большая их часть – это наследие середины ХХ века. Например, кресла Джо Понти, которые переиздавались в различных обивках. Сегодня они выпускаются известными фабриками в лимитированном количестве. Этот факт говорит нам об эргономике, удобстве формы и уместности концепта, остающегося актуальным всегда.
Антон: Как было сказано, еще с послевоенного времени итальянцы создают не просто предметы повседневного обихода, а вещи, которые будоражат и вызывают сильные эмоции. Например, яркий представитель этой философии – легендарный дизайнер и один из основателей объединения «Группа Мемфис» Этторе Соттсасс. Он говорил, что видит каждый предмет мебели как Игрушку, – этот взгляд очень отличается от немецкого или скандинавского: там акцент ставился на функциональности и экономичности производства. Для Италии этого было недостаточно: здесь мощный культурный бэкграунд и высокое качество дизайн-образования, общественный запрос и, как следствие, высокая конкуренция среди дизайнеров диктуют необходимость постоянно привносить новые смыслы, инновацию – в дизайн изделия, пространства, архитектурного объекта. Так в Италии во второй половине XX века появился арт-дизайн – течение постмодернизма, насыщающее каждую вещь собственной образностью. Например, культовое кресло Up 5 Гаэтано Пеше, основоположника эмоционального и поведенческого дизайна. Это кресло – не просто «аппарат для сидения», а целое высказывание, многогранное и неоднозначное, о женщине, ее восприятии самой себя и роли в обществе. Когда-то Up 5 наделало много шума в мире и до сих пор сводит всех с ума. Именно это – остроумие, ирония, образность, любовь к игре, история, особое звучание и обаяние предмета – мне близко в итальянском дизайне.
Ольга: Именно поэтому среди моих работ нет ни одного проекта без итальянской мебели. Интересно отметить, что, какой бы концептуальной она ни была, это всегда ни с чем не сравнимый комфорт. С того же кресла Up 5 вам буквально не захочется вставать. За всем этим стоит большой труд.
Елена: Дело в том, что у итальянцев сам подход к изготовлению новых образцов мебели совершенно иной, чем во всем мире. Недавно нам удалось побывать в святая святых фабрики Natuzzi Editions, куда обычно вообще никого не пускают, – в дизайн-студии. Первое, что меня поразило, – сейчас, когда вся планета перешла «в цифру», итальянские специалисты продолжают «собирать» дизайн вручную. На больших столах разложены маленькие кусочки тканей, кож, керамики – так создается мерчендайзинг бренда. В другом помещении можно увидеть секрет итальянского вдохновения – это мудборды дизайнеров Natuzzi Editions, собранные в самых красивых местах земли. По словам самого Паскуале Натуцци, ни один продукт Natuzzi не должен появляться на свет, если он не является в полной мере инновационным. Конечно, другим странам до этого еще далеко. Так что итальянский дизайн – это не только природный вкус, но и гигантская работа. В этой синергии рождаются настоящие шедевры.
Антон: Помимо этого, итальянцам удалось сделать дизайн индустрией. В каждой стране можно найти креативную студию, но только здесь, в Италии, эта креативность базируется на развитой ремесленной базе, формировавшейся веками. И нужно отметить, что одним из залогов итальянского качества является полный цикл производства, от выделки материала до сборки и доведения продукта до конечного потребителя, включая контроль на всех этапах.
Некоторые эксперты считают, что в последние годы итальянский дизайн уступает свое первенство, например, дизайну скандинавскому. Что вы думаете об этом?
Ольга: Дизайн отражает разные философии, разные потребности, разный стиль жизни. Простота в качестве новой ценности современного поколения осваивается именно скандинавским дизайном, поэтому он достаточно популярен, но все же говорить о нем как о трендсеттере пока рано, на мой взгляд.
Елена: В доказательство этому – мировые объемы продаж: все-таки за скандинавским дизайном очереди пока не стоят, хотя мне нравится его свежий взгляд и лаконичные формы.
Антон: Стоит учитывать, что до конца XX века мир был одним, а потом наступила эра всеобщей прозрачности и мгновенного распространения информации. Идея появляется в одной точке – и в ту же секунду о ней узнают все. Этот прозрачный мир способствует популярности сразу множества дизайнерских школ, и на поверхности неизбежно начинают появляться новые имена, отражающие актуальные потребности общества. Так, скандинавский дизайн мог попасть в тренд благодаря эконаправленности и бережному отношению к природе. Но все же, как, например, в кино никто еще долго не сможет приблизиться к Голливуду, так и в дизайне Италия всегда будет опережать рынок и продавать свой дизайн всей планете.
Анна: Итальянцев не догнать с точки зрения эстетики, технологичности, эмоциональности, смелости и инновационности решений.
Как изменились вещи «made in Italy»? Какой стала новая роскошь по-итальянски?
Елена: Они обращены к природе, как и весь мир сейчас. Если мы говорим о мебели, то она становится крупнее – это проявление той самой dolce vita по-итальянски. При этом по-прежнему Италия использует тщательную селекцию материалов: великолепный шпон, керамика непревзойденного качества, если мрамор – то особенный, если кожа – то невероятно тонкой выделки. И неизменная особенность итальянского дизайна – он остается актуальным и через 10–15 лет.
Ольга: Современная тенденция итальянского стиля – это высокотехнологичный продукт, на который «надет» fashion; так появляется сверхмодная мебель и дизайнерские аксессуары.
Антон: Мы живем в эпоху интерфейсов, и итальянцы как никто умеют использовать возможности современных технологий, интегрируя в свои продукты новейшие способы общения с пространством и предметом. Важно, что общение это интуитивно. Их дизайн максимально ориентирован на человека, его природу и естество, рождая новое качество жизни, когда пространство тебя «понимает», – это новая роскошь по-итальянски.
Надежда: Несмотря на технологичность, в итальянском дизайне всегда есть жизнь и тепло. Например, у немцев все правильно, минималистично, строго, а у итальянцев садишься в кресло – и чувствуешь себя как дома. Это делает итальянский дизайн легендой во все времена.