Анастасия Заполева, руководитель шоурума ITALON Experience
Стефания Варгола, дизайнер интерьера, студия PAPRIKA.DIZ
Евгения Шишкина, руководитель студии дизайна и ремонта
Анна Гурьянова, интерьерный доктор
Мария Жарова, архитектор, архитектурная студия ZARAZA
Оксана Костина, дизайнер, архитектор, сооснователь студии дизайна Newfly.design
Какие интерьеры можно назвать откровенными? Назовите их черты, особенности и детали.
Мария: Сексуальность интерьера вряд ли кроется в дизайне и отдельных деталях – акцентной стене, ниспадающей люстре или диване нестандартной формы. Думаю, что самые «личные» проекты получаются тогда, когда заказчик полностью расслабляется и доверяет вам свои тайны. Наверное, каждый из нас проектировал нетривиальные семейные спальни, «красные комнаты» и ванны на балконе. Делать все это гораздо интереснее, чем повторять красивые, но пустые картинки из Pinterest.
Оксана: Пространство можно назвать соблазнительным и тогда, когда в нем нет явных эротических элементов, но при этом оно исполнено настолько изысканно и чувственно, что у вас мурашки ползут по коже. Я так и вижу просторный чистый интерьер с высокими потолками и большими окнами, в котором роль главного акцента играет какая-нибудь дизайнерская вещь. Например, у Natuzzi есть диван из коллекции Wave с плавными изгибами. Это та самая дорогая сексуальность, которая цепляет.
Вспомните свои самые смелые проекты: как их оценил заказчик? С чем он чаще всего готов согласиться, от чего – отказаться?
Стефания: Надо признать, что в этом смысле Тюмень – очень консервативный город. Думаю, многие дизайнеры рады предложить заказчику реализовать в его интерьере какую-либо смелую идею: например, использовать яркие контрастные цвета, провокационные предметы искусства с подтекстом или необычный микс стилей. Только запрос на все это, к сожалению, очень низок.
Анастасия: Но мы знаем, что во всем мире популярность китчевых и хулиганских интерьеров растет: конечно, это не на 100 % crazy-дизайн, а лишь отдельные вызывающие акценты. Значит, в ближайшее время эта тенденция дойдет и до нашего региона.
Оксана: Любые уникальные решения требуют денег, а заказчику, как правило, нужна точная смета.
Анна: Я помню один экстраординарный запрос от заказчика. Он буквально сказал следующее: «У меня жизнь квадратная, сделайте мне дом, в котором все круглое». И мы сделали. В этом доме весь интерьер «закручен» в шар – нет ни одной прямой стены и острого угла.
Мария: Мой заказчик попросил в абсолютно минималистичном интерьере сделать гостевую туалетную комнату в будуарном стиле. Получился полный разврат: большая люстра, из-за которой гость чувствует себя немного неловко, не в своей тарелке, чувственная фреска с прихотливыми изгибами, маленькое зеркало в багете – как будто вы вынуждены подсматривать за самим собой, и притушенный свет.
Евгения: Иногда воплотить какие-то смелые идеи в жизнь заказчику мешает стеснительность – значит, между ним и дизайнером сложились недостаточно доверительные отношения. В других случаях человек действительно приходит к вам за спокойным базовым интерьером. Но это не значит, что здесь нет места экстраординарным решениям. Например, все чаще мы проектируем в квартирах ванные комнаты с турецким хаммамом.
Стефания: По личному наблюдению, не боятся экспериментов молодые люди, которые ведут активный образ жизни, много путешествуют, занимаются спортом и интересуются трендами в разных областях. Вот они-то как раз готовы к необычным фактурам, сложным оттенкам и диковинным вещам. Другой вопрос: готовы ли такие заказчики за это платить?..
Где проходит грань между безвкусицей и правильным хайпом?
Мария: Нужно ориентироваться на эмоции, которые у вас вызывает интерьер. При этом стоит разделять откровенно плохой вкус и правильно поданный секс: последний выглядит изящно, естественно и круто. А китч – это когда дизайнер попытался превратить обычную квартиру с низкими потолками в Версаль: наклеил на стены золотые обои и поставил мебель с завитушками.
Анастасия: Как вы думаете, можно ли вообще красиво подать такие откровенно спорные вещи, как диван в виде красных губ, подушки, повторяющие форму женской груди, или столик с ножками-ягодицами?
Мария: Все зависит от восприятия. Диван в виде губ – это прямая отсылка к творчеству Сальвадора Дали. Если этот предмет вызывает у вас ассоциации с работами великого художника (весь интерьер должен этому способствовать), то он воспринимается как искусство. Умение оперировать контекстами, аллюзиями и намеками – суть современного постмодернистского мышления. Но все же изображать части тела – это слишком прямо, слишком «в лоб». Лучше играть линиями, текстурами и сценариями освещения, чтобы человек испытывал легкое возбуждение, знакомясь с этим пространством.
О чем в дизайне вы можете сказать «это лучше, чем секс»?
Оксана: Когда ты погружаешься в пространство – и у тебя вызывает эмоции все вокруг: текстуры, линии, оттенки, сочетания, эргономика. Но особенно – свет. Он объемный и искрящийся, он разговаривает с тобой, он играет на поверхностях и выделяет главное.
В таком интерьере все хочется потрогать и понюхать.
Стефания: Меня волнуют интерьеры, которые являются полным отражением своих хозяев. Для одних это лаконичные современные пространства, а для других – классические, роскошные, наполненные тысячью мелочей. Какими бы они ни были, эти интерьеры, как одежда, являются средством самовыражения и общения с миром.
Анастасия: Особое искусство – создать интерьер, где хочется наслаждаться. Собой, общением, уютом, тишиной, красотой вокруг – неважно. Изысканный мрамор с тонким переплетением линий, латунные смесители, блеск зеркал – состояние, которое испытываешь, видя все это, похоже на секс.
Мария: Хочется раскрыть этот вопрос и с другой стороны. Я полностью удовлетворена своей работой, когда мне удается довести заказчика до оргазмического состояния посредством дизайн-проекта. Когда у него даже зрачки расширяются от того, как он влюблен в свой будущий дом.
Анна: Лучше, чем секс, – видеть, что картинка, которую ты придумал в своей голове, перенес на бумагу, согласовал и наполнил деталями, воплощена в реальности на все 100 %.
Евгения: Ничто не радует так, как готовность заказчика отойти от стандартных, скучных и консервативных решений, с которыми он к тебе пришел, в пользу смелых вариантов, предложенных тобой. Получается, ты помогаешь ему измениться, и это бесценно.