После первых эмоций от просмотра любого из величайших фильмов, вошедших в историю кинематографа, часто возникает вопрос: где режиссер искал вдохновение?
Екатерина Тарасова, знаток кино, организатор кинопоказов с лекториями, куратор проекта «Мир через культуру», руководитель btl-агентства INSIDER beauty
Многие известные мастера кино предпочитали вдохновляться женщинами, которые работали с ними на съемочной площадке. Далеко не всегда творца и его музу связывали романтические отношения. Упоение, трепет, преклонение, обожание, восторг и восхищение продвигали работу над новым фильмом не хуже любви.
Например, «ледяные блондинки» – бессменные музы гения саспенса, мастера триллера сэра Альфреда Хичкока. Внешне изысканные, утонченные, сдержанные – но за этим скрывалась тайна и даже опасность. Хичкок больше всего ценил «огонь подо льдом», кипящие страсти, прячущиеся за внешней холодностью. Обожаю его картины, часто пересматриваю и каждый раз открываю что-то новое. Рекомендую посмотреть фильмы с главной музой – актрисой Грейс Келли. Хичкок сравнивал ее с вулканом, присыпанным снегом. Грейс снялась в детективах «В случае убийства набирайте «М», «Окно во двор»; третьим
и последним совместным фильмом Хичкока и Келли стал «Поймать вора», во время съемок которого актриса познакомилась с князем Монако Ренье II. После чего, к ужасу режиссера, завершила карьеру в кино из-за обретения нового титула – принцесса Монако.
Музу Федерико Феллини называли «трагической клоунессой», «Чаплином в юбке», «маленькой женщиной с глазами потерявшегося щенка». Ее имя получали рестораны, куклы, конфеты и даже пароход. Джульетта Мазина – душа и сердце своего знаменитого мужа, гениального итальянского режиссера. В его картинах жизнь пульсирует и играет яркими красками, он соединяет реальный и фантастический миры, создает мистерию с помощью сочетания комического и трагического. Их история не менее прекрасна, чем общие фильмы. Супруги прожили вместе 50 лет и один день. Мазина пережила Феллини всего
на четыре месяца – согласитесь, звучит очень кинематографично. Это была странная пара. Федерико страдал от неврозов и депрессий, Джульетта была спокойна и уравновешенна; он был серьезным и высоким, она – смешной и едва достававшей ему до плеча. Когда ее спрашивали: «Не трудно ли жить с гением?» – отвечала: «С идиотом было бы жить гораздо труднее!» Четыре ее роли в фильмах Феллини «Ночи Кабирии», «Дорога», «Джульетта и духи» и «Джинджер и Фред» – возможно, одни из самых пронзительных в истории кино.
Если некоторые режиссеры останавливаются на одной музе, то Альмодовару это показалось ничтожно малым. Испанский режиссер вдохновляется всем миром женщин, миром матерей. Вероятно, Педро Альмодовар и не может снимать фильмы о чем-то другом. Он вырос на мексиканских и аргентинских мелодрамах, которые бережно заложил в фундамент собственного стиля: китчевого, чувственного, немного безумного, скандального. Режиссер восхищается женской силой и хитростью, разделяет страдания, а предметы косметики, одежду и приготовление еды возводит в ранг фетиша. Несколько фильмов, в которых, как мне кажется, Альмодовар смог приблизиться к разгадке сложной женской натуры: «Женщины на грани нервного срыва», «Возвращение», «Всё о моей матери» и короткометражный шедевр «Человеческий голос».