Пересечение технологий и моды позволяет нам стереть границы между физической и цифровой жизнью, а также вывести творческие возможности за пределы материальной реальности.
Елена Жардан,
fashion-консультант
Все большее количество игроков модной индустрии обращают внимание на нестандартные инструменты взаимодействия с аудиторией, погружая покупателей в атмосферу бренда и рассказывая им иммерсивные истории. Все это, безусловно, создается не только для привлечения внимания, но и для эффективного повышения продаж.
Популярные бренды активно интегрируют свои продукты в игровой сегмент. Louis Vuitton к 200-летию со дня рождения своего основателя выпустил приключенческую игру-головоломку Louis the Game. Balenciaga представил коллекцию одежды для игроков популярной Fortnite. Модный дом Gucci «построил» собственный виртуальный город под названием Gucci Town в метавселенной Roblox: здесь игроки могут купить одежду для своего аватара. В цифровом городе можно переместиться в кафе, магазин, на игровую арену или насладиться работами приглашенного художника и, может быть, вдохновиться на создание собственного шедевра. Именно в игровом мире Roblox проходил аукцион, где виртуальную сумку Gucci продали за 4415 долларов – почти вдвое дороже физического оригинала. Кроме того, в начале года бренд открыл академию геймеров и анонсировал создание онлайн-пространства Gucci Vault, в котором компания реализует цифровые наряды, одежду и аксессуары.
Технологию виртуальных примерочных, где вместо зеркал установили ЖК-экраны с дополненной реальностью, первым стал внедрять Uniqlo еще 10 лет назад, в далеком 2012-м. Одежду не требовалось надевать: достаточно было выбрать из каталога, чтобы увидеть свое отражение в ней. Сегодня механика try-before-you-buy входит в нашу повседневную жизнь, но специфика модной индустрии стала проблемой для разработчиков. Очень сложно качественно оцифровать одежду без лекала, из-за эластичности ткани погрешность слишком высока, а лекала – это самое ценное, что есть у брендов; зачастую они держатся в строжайшем секрете. По-другому дела обстоят с виртуальными примерочными для обуви. Обувь имеет жесткую форму, и оцифровать ее можно с минимальными погрешностями.
В марте 2022 года в метавселенной Decentraland прошла первая в истории цифровая Неделя моды. Площадкой для Metaverse Fashion Week (MVFW) стал виртуальный модный квартал, архитектура которого напоминала легендарную парижскую авеню Монтень, выполненную в футуристическом стиле. Участники могли посетить показы, афтепати, панельные дискуссии и увидеть достопримечательности района, а в цифровом кинотеатре показывали фильмы Chanel и Lanvin. Показ Dolce&Gabbana прошел под лазерным дождем: на подиум в виде цифры восемь или знака бесконечности вышли аватары разной гендерной направленности в виде кошек. Они совершали необычные для классического fashion-показа действия: прыжки с прокручиванием, поклоны, полеты – и все это под смену красивых саундтреков. Etro показал пиксельную коллекцию Liquid Paisley, куда вошли 20 образов из новой капсульной линейки с одним из знаковых для ДНК бренда орнаментов – пейсли. Tommy Hilfiger открыл магазин в метавселенной, провел несколько лекций для фанатов и представил свою весеннюю коллекцию – 2022. У Philipp Plein модели выходили из фирменного черепа, а сам показ больше напоминал вечеринку с DJ-сетом и баром, где было продемонстрировано семь образов стоимостью от 1500 до 15 000 евро.
Российские компании также активно стали встраиваться в глобальные технотренды. Институт развития индустрии моды Beinopen в конце октября открыл платформу Beinopen Dreams в метавселенной Roblox, где digital-дизайнеры представили цифровую одежду брендов Befree, KRAKATAU, Manicure Vampire и других локальных марок.
Сегодня цифровой гардероб – лишь фрагмент глобального, нового и интересного процесса. А digital fashion – это уже состоявшаяся часть цифровизации окружающего нас мира, которая может привести индустрию к более осознанному и экологичному потреблению.
Лично у меня есть дикое желание оставаться покупателем «сегодняшнего дня». Пока не могу понять, будет ли моему аватару комфортно в созданном digital-образе: все же я больше люблю тактильные ощущения. Но, вероятно, это только пока…