«Пришло время строить дворцы». – с идейным вдохновителем архитектурного ансамбля «Вознесенский» и руководителем компании «СЗ Восток Девелопмент» мы решили обсудить не технические особенности нашумевшего в городе проекта, а его философию и концепцию. Алексей Гоцык – об ответственности изменить главную видовую точку Тюмени, о смелости реализовывать невозможное и о будущем заречной части города, достойной оперного театра.
Алексей Гоцык,
руководитель компании «СЗ Восток Девелопмент»
@voznesensky72
Думается, с самого старта проекта архитектурный ансамбль «Вознесенский» ступил на непростой путь: создать не просто премиальный, а по-настоящему эксклюзивный проект, которому нет аналогов. В чем основная сложность и основное преимущество такого решения – быть первыми?
Еще на стадии идеи «Вознесенского» мы отказались от простых путей. В этом проекте нам пришлось пойти против течения и сделать то, что стало своего рода вызовом для общества. В нашей стране целые поколения выросли в парадигме «Quadratisch. Praktisch. Gut» (нем. «квадратный, практичный, качественный». – Прим. ред.). Жилье строится по принципу эффективности, экономичности, выгоды. Нам же хотелось строить для людей, создавать для них комфорт, безопасность, эстетику. В «Вознесенском» нет ничего типового и одинакового. Это пространство ни в чем не ограничивает вас: просторный ухоженный парк, набережная и храм рядом, красивые парадные, высокие потолки, большие окна, возможность поставить дровяной камин, квартиры с отдельным входом, мансардные этажи… В основе всего – идея формировать представление о прекрасном. Безусловно, уже с первых шагов мы столкнулись с различными сложностями. Первое, что необходимо было сделать, – доказать финансовой системе, что такой проект возможен и, более того, рентабелен. Второе – его нужно было спроектировать: ранее никто не делал ничего подобного. И третье – как это построить? Пришлось для начала разобраться в том, какой должна быть квартира. Почему люди не хотят уезжать из домов, построенных до революции? В пространстве, созданном по канонам классической архитектуры, человеку было удобно жить – не ночевать, не существовать, а жить. В центре событий всегда была комната, где собиралась вся семья, и представители разных поколений могли общаться, а старшие – передавать знания и ценности младшим. В такой квартире ребенок рос свободной творческой личностью. Поэтому я часто шучу (или не шучу): «Дети, выросшие в «Вознесенском», станут нобелевскими лауреатами». Ну а главная награда за то, что мы преодолели трудности и прошли все «запятые», – возможность строить памятники архитектуры, которые никогда не захочется снести.
Почему вы выбрали для «Вознесенского» именно неоклассику?
Что можно построить в исторической части города, чтобы украсить Тюмень и предвосхитить ожидания ее жителей?.. Ответив себе на этот вопрос, мы стали искать архитектора, умеющего проектировать памятники. Михаил Филиппов – художник и настоящая легенда. Ему удалось мягко и пластично вписать ансамбль в окружающую среду. Кажется, что эти здания были здесь всегда; многие даже думают, что мы не строим, а реставрируем. При этом «Вознесенский» не выглядит как декорации: это живое пространство, созданное для человека. Классика несет в себе особый эстетический код. Недаром огромное количество мировых достопримечательностей построено в этом стиле. И даже если они по каким-то причинам разрушаются, их обычно восстанавливают в первоначальном виде. Почему так? Дело в том, что классические здания строятся по образу человеческого тела. Они уникальны, как сам человек, и потому вечны. Мы думаем, что нужно уходить от тенденции возводить одинаковые коробки, потом их сносить и возводить новые. Квартира может стать ценностью, которую вам не захочется через 7–10 лет продавать или менять. Она, как семейная реликвия, антикварная шкатулка или комод, может передаваться из поколения в поколение.
Какие тенденции, на ваш взгляд, задал «Вознесенский»?
О том, удалось ли нам задать тренд, скажут те, кто выберет для себя «Вознесенский». Но у нас однозначно получилось показать, что можно строить красивые здания в лучшем городе земли. Мало кто верил, что эту идею возможно реализовать. Но у красоты нет критериев. Если это красиво, то – красиво для всех.
В каком направлении, по вашему мнению, должна развиваться заречная часть Тюмени?
Моя мечта – всю заречную часть построить в стиле европейского старого города. С нарядными зданиями переменной этажности, которые дают простор для мысли и перспективу, с памятниками культуры, парками, садами и узкими улочками для долгих прогулок. Это должен быть центр притяжения, как в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Париже, Риме, Вероне. Эти города восхищают нас своей классической архитектурой. В них мы выздоравливаем, успокаиваем свой разум, находим пищу для размышлений и новых идей. У каждого застройщика свои задачи и цели – мы стараемся пойти по пути уникальности.