Тюменский театр кукол готовит громкую премьеру: в октябре, в пятницу, 13-го, зрителя ждет спектакль с возрастным ограничением «18+» по мистическому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Роман Явныч,
директор Тюменского театра кукол
С чем связана тенденция привлечения в театры кукол взрослого зрителя?
Давайте вспомним историю: театр кукол начинался с обрядовых действий, с балаганных представлений на площадях, адресованных взрослым людям, и сегодня мы лишь возвращаемся к истокам. Спектакли для взрослых были и есть в репертуаре большинства мировых театров, но в последние годы сложился стереотип, что театр кукол исключительно для маленьких детей. Коллеги-кукольники по всей стране сегодня активно разрушают этот миф. И в афише Тюменского театра кукол за последние 40 лет были «недетские» спектакли: например, «Забыть Герострата», «До третьих петухов», «Дон Гуан, пир во время чумы», «Слуга двух господ». Теперь – «Мастер и Маргарита».
Какие новые впечатления заядлым театралам может подарить посещение театра кукол?
Театр кукол – это в первую очередь образный театр. Язык его не имеет ни границ, ни возрастных ограничений. Этим он уникален и неповторим. Он создает особое мистическое пространство, где неживое становится живым, а обычное – необычным. Современный театр кукол вмещает в себя многообразие форм: куклы, маски, театр теней, клоунада, пластика, видеоинсталляции, цирк.
Расскажите о команде этого проекта, о ее уникальности и силе.
Постановщики – режиссер Наталья Явныч и художник Елена Волкова, творческий тандем, знакомый семейной аудитории по спектаклям «Маленький принц», «Гадкий утенок», «Храбрый Юрка», «Золушка», «Умка», «Песнь леса». Для погружения в атмосферу происходящего режиссер активно использует видеоинсталляции, созданные мастером из Санкт-Петербурга Юрием Макиенко и нашим актером Александром Ганичевым. Особую роль играет световое решение художника по свету Татьяны Бершауэр. Оригинальная пластика и хореографическое решение – от Альфии Агишевой. В постановке занято 14 актеров труппы театра, каждый играет по четыре-пять ролей. В главных ролях, Мастера и Маргариты, – ведущие актеры Александр и Анна Ганичевы; колоритный, яркий актер Юрий Лободенко в роли Понтия Пилата и Воланда; Иван Бездомный – новичок труппы Антон Черепков; яркий образ Геллы создает Надежда Нестеренко; роли Берлиоза и Азазелло играет заслуженный артист России Юрий Фёдоров; искрометный Коровьев – Вадим Еременко. Высокий профессиональный уровень труппы позволяет постановщикам воплотить самые смелые творческие решения.
Наталья Явныч,
режиссер спектакля «Мастер и Маргарита»
Как появилась идея поставить спектакль по роману «Мастер и Маргарита»?
Это был импульс, который шел из самой глубины души; я доверилась и пошла за ним. В этот момент разум будто выключился. Лишь потом я осознала, насколько мощный и масштабный материал нужно переработать, как актуальны и остры темы, которые он поднимает. У меня не было цели удивить или произвести фурор – хотелось лишь рассказать историю верной любви, предательства, человека талантливого, одинокого и незащищенного, а значит, обреченного на страдания.
Какие шаги к реализации постановки были первыми?
Первый этап – рождение замысла и работа с художником. Определяются стиль, жанр, система кукол, режиссерское и художественное решения. С художником Еленой Волковой мы давно говорим на одном языке, доверяем друг другу и понимаем с полуслова, поэтому было не страшно отправиться в это увлекательное путешествие. Оно длилось около года: мы изучали эпоху, погружались в ее атмосферу и быт, в биографию автора. Следующий этап – создание материальной части. Художник-постановщик и производственные цеха приступили к работе над сценографией, костюмами и масками. Параллельно режиссер вел работу над музыкальным и видеоматериалом. На изготовление материальной части ушло девять месяцев, на репетиции – около двух. Это очень малый срок, поэтому мы торопимся, работаем в выходные, но – все по любви.
Что стало самой большой сложностью и самой большой победой в работе?
Самая большая сложность – объем материала. Около 100 костюмов, множество переодеваний, непрерывная музыкальная партитура, бесконечная смена сцен… Глыба, которую нужно поднять, чтобы она тебе поддалась. Самой большой победой считаю смелость взяться за этот материал. Спектакль совмещает в себе несколько жанров: философская притча, клоунада и лирическая драма с налетом мистики. Он многослойный, построенный на контрастах, глубокий по смыслу и увлекательный по форме.
Образ какого персонажа, по вашему мнению, больше всего удивит зрителей?
Мы нашли множество новых для зрителя решений, в том числе и в образах персонажей, но пока будем держать их в секрете. В спектакле нет ни одной традиционной куклы. Зрителям откроется искусственный мир масок, личин, образов, за которыми прячутся герои романа.
Из-за налета мистики многие постановщики не берутся за вечный роман Булгакова. У вас Во время работы над спектаклем случалось что-нибудь странное?
Работая над материалом, я не думала о чертовщине и мистике, связанной с романом. Моя история повествует не о дьяволе, а о человеке; о том, что рай и ад внутри каждого из нас и мы сами выбираем свой путь. Уверена, что человек притягивает к себе лишь то, во что верит. Я верю в глубину, красоту и силу этого романа, в талант каждого актера и в то, что спектакль вернет в театр взрослого зрителя.