Сергей Филин в балетном мире – легенда. О скромном, но безумно интересном детстве, о воспитании детей, о талантах и о том, почему сейчас настало идеальное время для общения и развития нового поколения, – в этом номере «Стольника» приглашенный редактор Любовь Топоркова поговорила с Сергеем не только о балете.
В Екатеринбурге вы довольно частый гость, потому что состоите в жюри детско-юношеского конкурса «Щелкунчик приглашает». Как начиналась эта история? Ведь до нее с детьми вы не работали.
Началось все в 2011 году, даже, наверное, в 2010‑м. Я тогда руководил балетом Театра Станиславского и Немировича-Данченко и в том числе работал на балетном конкурсе The International Dance Festival TANZOLYMP в Берлине. В очередной раз возвращаясь с фестиваля, случайно встретил в самолете директора вашего детского театра «Щелкунчик» Елену Давыдову. Она тоже привозила своих воспитанников в Берлин. У нее была идея создать в Екатеринбурге международный конкурс, весомый и яркий, и она предложила мне принять в этом участие. Помню, я тогда подумал: в небе не считается, а обещать – не значит жениться. (Смеется.) Но мне очень понравилось, что я увидел перед собой человека целеустремленного, настроенного на серьезную работу, что проект, о котором она говорила, очевидно, давно жил где-то глубоко в ее сердце. И я ответил да. С тех пор и началась работа над созданием конкурса. Я очень этому рад, потому что это значимое событие для Екатеринбурга и других регионов.
Когда я попала на ваши репетиции, я поразилась тому, с каким обожанием на вас смотрели дети, как крутились вокруг вас стайкой, как вы старались ответить на все их вопросы, уделить внимание каждому. На такое отношение повлиял ваш собственный опыт?
Безусловно. Способность любить, чувствовать и дарить любовь закладывается в нас с детства, она передается с молоком матери, с ее любовью к ребенку. Моя мама меня очень любит и любила на протяжении всей моей жизни. И, что самое важное, она меня воспитывала и вела по жизни женской мудростью, где-то даже хитростью, а не ремнем и требованием что-то делать. Мама умела мягко и ненавязчиво направить меня туда, куда ей было нужно, удержать от какого-то действия, образно и ярко объяснить, чего не стоит делать в жизни. Именно она прививала мне любовь, доброту, и мне кажется, только благодаря этому я могу передать их теперь детям. Причем, если честно, я не настолько трепетно и внимательно отношусь к собственным сыновьям, о чем мне частенько напоминает жена: где-то лишний раз не поговорю, не узнаю что-то у них. Наверное, так происходит, потому что они мои.
А каким образом вы выстраиваете диалог со своими детьми: советуете, ограничиваете в чем-то?
Мы действительно разные, нашим миром были книги и природа, Но могут ли взрослые влиять на уровень потребления информации детьми?
Нашим миром были книги, живое общение, природа. Мы как никто ощущали природу. Вспомните, мы могли ходить в лес, и нам никто не запрещал этого, никто не боялся отпускать. Главное было возвращаться домой вовремя. Мы срезали ветки, зачищали их, делали из них поделки. Сами разжигали костры – я очень любил это делать. У нас не было такого количества игрушек, и мы проявляли огромную фантазию, чтобы сделать их самостоятельно. Например, если у кого-то появлялся какой-то красивый солдатик, о котором все мечтали, я находил разрушенный аккумулятор, доставал из него свинцовые детали и плавил их, затем брал глину, вминал в нее того самого красивого солдатика, чтобы сделать форму, и вливал этот свинец. И вот у меня в руках был новый солдатик. Все было настоящим, живым!
Вы детям своим рассказывали эти истории?
Я стараюсь что-то им рассказывать только тогда, когда меня спрашивают и когда это кому-то по-настоящему интересно. Если мы детям говорим: «Ой, тут такой классный фильм есть, «Фантомас», посмотри», – дети смотрят и говорят: «Пап, ну ты че, что это такое». И так во всем. Но, тем не менее, если они сталкиваются с какой-то ситуацией (а мы делаем так, что они сталкиваются) в определенных обстоятельствах, интерес приходит и к ним. О чем я говорю: недавно нас приглашали на премьеру замечательного фильма «Пальма», и я не знаю, посмотрели бы они его дома или нет, но на большом экране в кино все воспринимается совершенно по-другому. И это очень важно: мы обязаны как можно больше предлагать детям увидеть, услышать. Может быть, не все будет понято, но они никогда этого не забудут. Или мы оказались в деревне и увидели там косу, газонокосилку или козу – вот тогда нужно рассказывать, объяснять, что это такое и зачем нужно. Но если они находятся в московской квартире со своими телефонами, мыслями и прочим и тут я решил рассказать, как козу доить, – да кому это нужно? Так что крайне необходимо стечение определенных обстоятельств в данное время и в данном месте.
Любопытная мысль – влиять, казалось бы, не влияя…
В отношении детей да, но есть вещи, на которые нам невозможно повлиять. Например, нынешнее время: мы можем сколько угодно говорить о происходящем в мире, но не можем повлиять на процесс никак. Так случилось. Да, время непростое, в чем-то оно сложнее даже, чем нам кажется. И самое страшное в этом – для взрослых в большей степени, для детей в меньшей – неизвестность. Мы, например, боимся смерти, потому что понятия не имеем, что там будет после. Поэтому, чтобы облегчить себе жизнь, сейчас наша задача, особенно как родителей, – не разглагольствовать и не заниматься болтологией, а наконец-то начать действовать, и это идеальное время, когда каждый может выбросить все лишнее из жизни и оставить самое необходимое – детей. Побыть подольше с ними и дать им возможность получить все, что мы должны им дать. Не надо уходить в нынешние события с головой. Нужно заняться делом: у каждого из нас есть профессия, так давайте работать! Хорошо ли, что стало меньше соцсетей? Да! Потому что мы можем вернуться к жизни настоящей, «живой». У каждого ребенка есть талант, нет детей бесталанных. Даже хулиганить можно талантливо. Вот в «Ельцин-центре» нам рассказывали, каким хулиганом был наш первый президент Борис Ельцин, но к чему пришел в итоге? Просто нужно понять и развивать заложенный в них талант, и сейчас идеальное для этого время.
Вы друг компании «Кенгуру». а Какое место в вашей жизни занимает мода, уделяете ли вы особое внимание визуальному образу?
Я считаю, что мода важна и она является частью большой культуры. Она воспитывает вкус у ребенка, и когда он вырастает, то всегда передает его дальше. Я родился в СССР, и у нас мало чего было, но даже тогда я понимал, как важно выглядеть хорошо. Мне хотелось, чтобы мои вещи не просто носились, но подходили, были удобны и комфортны. Хотелось привлекать внимание девочек. Не бывает в истории моды незначительных мелочей. Каждая деталь имеет огромное значение, потому что есть люди, которые замечают все. И потом я считаю, что мода никак не связана с брендами, вообще. У молодежи, допустим, всегда своя мода. Им нравится то, чего я, например, никогда не смогу понять и объяснить, им могут нравиться недорогие вещи. Но это их выбор!
Страшны же в моде две вещи – привычка и безразличие. Привычка заставляет останавливаться в развитии, когда ты перестаешь обращать внимание на самого себя. Для взрослых, к слову, привычка вообще страшное явление. Для меня лично, когда вместо любви у двух людей остается лишь привычка – это смерти подобно. Страшно, когда мы привыкаем к детям, к тому, что они просто есть. Безразличие убивает в нас интерес к самим себе и окружающему. Дети часто говорят: «Мне все равно». И надо сделать так, чтобы этого не произошло. Просыпается ребенок, и он должен с самого утра понимать, что нужно пойти посмотреть на себя в зеркало, причесаться, умыться. Ему не должен быть безразличен он сам. Надо быть начеку, быть достойным примером. При этом мода – не самое главное в жизни, и она не должна становиться самоцелью. Без любой вещи можно спокойно прожить, но одежда тоже является частью нашей культуры, а культура – это воспитание. И если мы говорим о полноценном, гармоничном воспитании, то должны прививать ребенку чувство стиля и чувство меры. Мы живем для детей, и в наших силах помочь им стать гордостью страны, помочь сделать, в том числе и нам, будущее светлым.