Алла Рыбина, директор Международной школы скорочтения и управления информацией по методике Васильевой Л.Л. в Тюмени, мама троих детей
Когда мы были маленькими, то часто обещали себе, что, в отличие от наших родителей, никогда не будем обижать своих детей. Поэтому я не обижаю своих детей и не позволяю это делать никому. Я это понимаю по-своему.
Считаю очень важным не нарушать их личные границы, не навязываю им свои желания и мечты. С ранних лет уважаю их предпочтения в еде, поэтому готовлю для каждого свое меню и разрешаю кушать в любое время. Позволяю любые эксперименты с образом, начиная с одежды и заканчивая цветом волос. Не заставляю рано ложиться спать и рано вставать. Не запрещаю и не навязываю увлечения и занятия, а помогаю реализовать их. Не принуждаю учиться и развиваться интеллектуально, а увлекаю их своим примером. Не приучаю к спорту, а занимаюсь вместе с ними. Не заставляю выполнять бытовые обязанности: они все делают для того, чтобы мне было красиво. Не ограничиваю в деньгах: мы рассуждаем о необходимости траты и принимаем решение о покупке вместе. Разрешаю абсолютно все говорить в моем присутствии и высказывать свою точку зрения.
Такая форма воспитания может показаться сказочно неправдоподобной. А зачем мы тогда становимся родителями, если не для воплощения сказки?.. Скажу честно, требует такой подход значительно больше энергии, времени и творчества, но мне нравится.
Юлия Васильева, руководитель «Нано-Фарма Сибирь» (бренды SmartBee, Asedin), автор и организатор деловых образовательных событий, мама двоих сыновей
Воспитание – В Ось Питание – напитать ось/основу – это обязанность родителей. До появления собственных детей у меня было более 10 лет теоретической и практической подготовки через проекты, которые мы делали для детей в «Академии Лидерства». Поэтому у меня есть все шансы быть продвинутой мамой. У нас в семье нет каких-то жестких принципов; как сказал мой супруг, мы гибко подходим к процессу. Но есть несколько правил, о которых мы между собой договорились.
1. Следим за речью – запрещены к употреблению слова, негативно программирующие: например, вместо «не упади» говорим «будь осторожен»; сравнения с другими и между собой.
2. Нет наказаний. В том возрасте, в котором сейчас находятся наши дети (пять с половиной и три с половиной года), не бывает «плохих» поступков, всему есть причина (устал, перевозбудился, хочет есть и т.д.), и это ответственность родителей – обеспечить режим дня, чтобы ребенок не впадал в крайние состояния. Когда он себя «плохо» ведет, смотрите на то, что ребенок при этом чувствует, а не на то, что делает.
3. Мы всегда на стороне нашего ребенка.
4. Проговариваем эмоции, исследуем, почему возникло то или иное чувство. Я прошу прощения и объясняю, почему повысила голос, если такое случается, говорю, что никто не имеет права кричать, чтобы сын не считал, что это норма, в будущем.
5. Мальчики познают жизнь, формируются через действия, поэтому поддерживаем любой исследовательский интерес (сломать, рассыпать, построить, разлить, смешать, высоко прыгнуть и прочее).
6. Запрещены мультики и игры с тупыми шутками, убийствами и т.д. После мультфильма «Головоломка» легко объяснить, почему то или иное видео активизирует разные зоны нашего мозга.
7. У каждого есть свои обязанности. У детей пока это ходить в сад и убирать игрушки.
Самое главное – ежедневные объятия, слова любви и совместное время, даже если это несколько минут. Со старшим есть свой ритуал, он его назвал «Побыть наедине»: перед сном садимся в обнимку под одеяло и обсуждаем вопросы, которые волнуют.
Виктория Белявская, руководитель Центра коммуникаций консалтингового агентства GMK, продюсер фильма «Сценарии жизни» и проекта «Диалоги о городе», мама двоих детей
Перед днем рождения сына перечитывала дневник, который вела в первые месяцы его жизни, и поняла, сколько всего изменилось в моем восприятии за эти 10 лет и какой путь материнства я прошла. Да, сегодня я смотрю на себя прошлую с улыбкой: наивная, неопытная, где-то робкая, сомневающаяся молодая мама, которая на самом деле плохо понимает, что такое дети, и где-то сама еще остается ребенком. Но в этом, однако, столько естественного, чуткого и настоящего, что передалось, как я вижу, и нашим детям.
Помню, как на курсах по подготовке к родам, куда мы ходили с мужем, нам играли на дудочке в качестве практики расслабления. В жизни все оказалось куда круче. Какая дудочка? О чем они? Тут нужно, как в армии, года два проходить курс молодой мамы.
Тогда я чувствовала, что ничего не понимаю: ни как воспитывать детей, ни где самой брать ресурс, чтобы быть той самой матерью-тигрицей (а надо ли?). Я подошла к вопросу основательно: вебинары, курсы, я покупала и читала много книг по воспитанию и материнству. Так дома образовалась целая библиотека модных авторов: «Французские дети не плюются едой», «После трех уже поздно», собрания сочинений Ю. Гиппенрейтер, «Не упускайте своих детей» и прочие.
В теории все было довольно понятно, на практике прошло по классике: через отрицание, гнев, торг, депрессию и, в конце концов, принятие. Как только я расслабилась и перестала хотеть быть идеальной, а стала получать удовольствие от материнства, и в его заботах тоже, как только я переключила рычаг от детоцентричности к естественному укладу жизни (где общество никогда не ориентируется на слабого), стало значительно проще.
Сейчас я оставляю за собой только одно правило, которое при любых обстоятельствах держу в голове: дать ребенку ощущение своей правильности, привлекательности и желанности. Это база – и чем она основательней, тем счастливее живет человек.
Наталия Завитневич, директор Olmar Group, мама двоих сыновей
Недавно парни (12 и 10 лет) с обеспокоенным видом сказали мне, что у них есть серьезный разговор. Посадили за стол и начали: «Мама, мы посмотрели на ютубе ролик про то, как раньше проводили время дети... Вы серьезно бросали сверху на прохожих шарики с водой, прыгали с гаражей и воровали яблоки из соседнего сада?» В головах современных подростков никак не укладывалось, что такое детство можно назвать счастливым. «Вам нечем было заняться, вы не развивались», – сделали они вывод. И мне нечего было возразить.
Сегодня, когда возникает вопрос о движении планет, рецепте какого-то блюда или выращивании ананасов, мои дети оперативно находят ответы в интернете. Да, они много времени проводят у компьютеров, но в результате у них появляются интересные проекты городов, отелей, ферм... Если бы у меня в детстве была возможность строить «свои миры» не из камешков и веточек, а вот так... то я однозначно не затруднилась бы в выборе.
Что касается обязанностей, то считаю, что они должны раздаваться по талантам. Во время уборки Лев, например, всегда моет лестницу, развешивает белье, а Демьян вытирает пыль, поливает цветы. Потому что им нравится делать именно это и, следовательно, результат лучше.
С домашними заданиями у нас раньше была война. Но однажды я поняла, что у меня нет ресурса для этого, и сказала детям: «Это ваша задача, ответственность и выбор. Не записали, не сделали – двойка – стыд – снижение перспектив найти достойную работу – минус хороший заработок. Это ваш выбор». И ситуация улучшилась. Мальчики закончили год на четыре и пять.
Думаю, что самое ценное в строительстве счастливой жизни с детьми – это искреннее уважение друг к другу. Ценно не то, что ребенок после ругани убрал в своей комнате, а когда спросил: «Мама, ты сегодня ела, тебе положить?» И я считаю, что желание заботиться появляется не как ответное чувство, а когда ты искренне делишься с детьми своими переживаниями. Не надо к детям относиться как к маленьким существам, не способным что-то понять. Они во многом умнее, быстрее, чувствительнее нас. Наша задача – передать накопленный опыт и личный пример удач и неудач. И совместно с ними, шаг за шагом, построить их путь, быть надежными друзьями и опорой в любой ситуации.