Осознанный дизайн
Текст: Евгения Васенина Фото: Андрей Быданов
ОБ ОСОЗНАННОМ ПОТРЕБЛЕНИИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЯХ, ИСКУССТВЕ, О ПРИНЦИПЕ MIX & MATCH И ВИНТАЖЕ МЫ ПОГОВОРИЛИ С ВЕДУЩИМИ ДИЗАЙНЕРАМИ ГОРОДА ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ В УЮТНОМ САЛОНЕ HANDY WOOD.
Один из ярких трендов в интерьерной сфере: дом стал историей не про большие деньги и возможности, а про смыслы, которые заложены в каждой детали
Александр Сухоруков, владелец мебельного салона Handy wood
Юлия Левина, дизайнер, основатель лаборатории интерьеров LevinaDesign
Анна Сойту, дизайнер, совладелица студии Interius
Олеся Кудряшова, архитектор-дизайнер, руководитель дизайн-студии ADgroup
Ирина Бабенко, старший менеджер мебельного салона Handy wood
Елизавета Ангеловская, дизайнер интерьеров, художник, основатель и ведущий дизайнер студии дизайна LS Company
Светлана Кулагина, дизайнер, руководитель студии NOVA DESIGN
Какой момент интерьер перестал быть способом продемонстрировать свое благосостояние и превратился в средство самовыражения?
Анна: Это произошло, когда в число основных потребителей товаров и услуг вошли «зумеры». Потребность в самовыражении как раз свойственна представителям нового поколения. Им важны не вещи, а эмоции. Они привыкли тратить деньги на подписки, дарить друг другу впечатления, вкладывать в путешествия, а не в недвижимость или предметы роскоши. Поэтому и интерьер транслирует не статус и количество денег, а стиль жизни, привычки, увлечения. При этом надо понимать, что, хотя запрос «дорого-богато» и сдал свои позиции, люди не перестали покупать диваны за два миллиона – просто сейчас имеет значение не цена, а ценность. И чувства, которые у вас вызывает вещь.
Именно поэтому стало модно украшать дом предметами от местных ремесленников, винтажными вещами, восстановленной старой мебелью?
Елизавета: Да, но эта тенденция пока больше проявляется в Москве и Санкт-Петербурге. В столичных винтажных лавках дизайнеры партиями скупают мебель, аксессуары, светильники, сервизы и зеркала для своих проектов. В Тюмени это редкое явление; вещи с историей нашим заказчикам не интересны. Многие их даже боятся – считается, что чужая энергетика может навредить.
Олеся: Кроме того, винтаж – это сложно и дорого. Заказчик часто не готов связываться с транспортировкой, таможней, оформлением документов… Гораздо более востребованы вещи по индивидуальным эскизам, созданные мастерами специально для конкретного проекта. Они придают ценность интерьеру не из-за того, что дорого стоят, а потому, что раскрывают грани личности, несут важные сердцу воспоминания или ассоциируются с чем-то приятным. Ведь в наше время массового производства и неограниченного потребления человеку становится неинтересно просто купить кровать или шкаф. Гораздо более ценно обладать чем-то уникальным, отражающим определенную идею или смысл.
Юлия: К осознанному дизайну мы можем отнести и проекты, созданные с заботой об окружающей среде. На московской конференции в апреле эта тема активно обсуждалась как один из ярких трендов индустрии. Если раньше при проектировании закладывалась специальная хозкомната или кладовая, то сейчас они уступают место помещению для сортировки мусора.
Какие дизайнерские решения можно назвать экологичными?
Олеся: Уже сейчас люди отказываются от «перепотребления». Это, например, история про отказ от дешевых, хотя и модных вещей, которые нужно будет поменять через пять – десять лет, в пользу качественных предметов интерьера. Они будут служить долгие годы и, возможно, даже передаваться из поколения в поколение.
Юлия: Стали актуальными предметы интерьера в этническом стиле, сделанные руками человека из натуральных материалов. Последние дизайнерские выставки только подтверждают, что индустрия движется в сторону этники. Плетеные коврики, вазы из глины, деревянные панно… Посмотрите обзор особняка Наоми Кэмпбелл – в нем очень много таких вещей, делающих интерьер индивидуальным, интересным, не шаблонным.
Какие вообще смыслы вкладываются в слова «осознанный дизайн»?
Светлана: Заказчики стали проявлять интерес не к красивой «картинке», а к функциональности интерьера в первую очередь. Люди поняли, что в их доме не у всех членов семьи есть собственная территория, что недостаточно рабочих мест, что от многих вещей нужно и вовсе избавиться. Правильная организация пространства вышла на первое место, что очень радует.
Ирина: Если говорить о мебели, то заказчики стали интересоваться не только внешним видом, но и «начинкой», скрывающейся за красивыми фасадами. Вместе с этим повышается спрос на натуральные материалы, эргономичные решения и минимализм. Важны детали: например, у нас часто спрашивают, какой направленности текстура у этого материала – горизонтальная или вертикальная. В приоритете вертикальная – именно так, вверх, растет дерево.
Светлана: Осознанный дизайн учитывает потребности, привычки и особенности образа жизни людей, которые будут жить в этом доме, вплоть до того, правша человек или левша, – чтобы разместить розетки с нужной стороны. Вопрос комфорта – один из самых актуальных в этой сфере. Недавно я проектировала небольшую гардеробную для своей заказчицы; количество, размер и высота полок подбирались таким образом, чтобы на них разместились складные стулья, лыжный костюм, детский самокат… Это долгая кропотливая работа, но, как я говорила, комфорт – задача номер один!
В одежде актуально миксовать люкс и масс-маркет, например. Проявляется ли это в дизайне интерьера? И какой микс будет правильным, а какой – безвкусным?
Светлана: это общая тенденция интерьерного дизайна – разные стили свободно смешиваются между собой, но при этом недостаточно просто соединить современное направление с ар-деко и этникой. Работа профессионала отличается тем, что он точно знает, как и зачем используется тот или иной ход. Например, для выразительной этнической вещи в видовой точке предусматривается отдельная зона, которой отводится роль главного акцента. И тогда это выглядит ценным приобретением интерьера.
Анна: Миксовать можно. У IKEA, например, если как следует поискать, можно найти много интересных и не таких приевшихся вещей. Так, недавно я нашла для одного из проектов совершенно сумасшедший экстравагантный ковер с огромным ворсом. За такими находками нужно охотиться.
Олеся: Еще один вариант – чтобы вещь из масс-маркета стала выглядеть дороже и интереснее, можно ее видоизменить: перекрасить, поменять ручки, искусственно состарить.
Юлия: Одна из моих последних находок в масс-маркете – польская фабрика, производящая мебель-конструктор. Это стулья, которые, складываясь друг на друга, превращаются в комод, трансформирующиеся столы, стеллажи со съемными панелями для детских комнат. Очень актуально и современно.
Елизавета: Пример правильного микса нам показывают скандинавские дизайнеры. Это мебель, которая выглядит очень просто, в ней нет показательной роскоши и напыщенности, однако по функциональности она может дать фору изделиям многих других производителей. Идеально для тех, кто превыше всего ценит комфорт.
Анна: И в моде, и в интерьерной сфере востребован капсульный дизайн. То есть вы выбираете для себя уникальные долговечные вещи, в которых содержится ДНК вашего стиля. И потом пользуетесь этими вещами долгие годы, ориентируясь не на тренды, а на то, что идет именно вам.
Что делать тем, кто боится выражать себя через интерьер, потому что он через некоторое время может надоесть?
Светлана: Если вам очень хочется реализовать какую-то необычную идею, но вы боитесь, то это стоит сделать, снизив «градус» экстравагантности. Например, вашу любовь к красному можно выразить с помощью небольшого, но эффектного акцента. Или просто замените чистый алый оттенок на благородную марсалу.
Юлия: Ремонт – это не навсегда. Вы меняетесь – может меняться и ваш интерьер. Почему нельзя переклеить обои, купить новый диван, повесить другие шторы? Боитесь лишних затрат – выбирайте пол, двери, плитку в нейтральных оттенках, а все остальное можно переделать со временем.
Елизавета: Я думаю, что уникальным интерьер может стать и благодаря предметам искусства: картинам, коврам, текстилю. Все-таки исторически Тюмень – это город купцов. У нас на генетическом уровне есть потребность демонстрировать свой уровень жизни окружающим. На основе таких эксклюзивных вещей можно создать классный микс.
Анна: Мы всегда настаиваем, чтобы человек выбирал именно то, что ему нравится. Не «современную классику», не дом «как у Сары Джессики Паркер», не то, что модно. Это может быть кресло с ромашками, сервант вашей бабушки или какие-то «дикие» вещи, которые по тем или иным причинам вам дороги. Дизайнер знает, как с этим работать, поэтому не нужно бояться смело выражать себя.
Светлана: В общем-то, любой интерьер – это про самовыражение. Нужно только понять, насколько человек готов открыться, показать себя и свой образ жизни через свой дом. Эта мера и определяет то, каким он будет.