Эффект Маккуина
Текст: Елена Жардан Фото: Пролина Бронз
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПОКАЗОВ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАСЛУГ АЛЕКСАНДРА МАККУИНА. ДЛЯ ДИЗАЙНЕРА МОДА ВСЕГДА БЫЛА СПОСОБОМ ВЫРАЗИТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, А ТАКЖЕ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ДОНЕСТИ ДО АУДИТОРИИ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ MESSAGE.

Елена Жардан, стилист

Елена Жардан, стилист
Гениальный визионер Ли Александр Маккуин говорил, что его работы – это «искусство, а не коммерция»
«В моей работе все очень личное», – говорил дизайнер. Маккуин часто переносил свои переживания в новые коллекции. Это были не просто презентации, а перформансы, в которых каждая деталь имела смысл.



Изнасилованная Шотландия 1995
В одном из самых провокационных показов, «Изнасилованная Шотландия», лежит идея противостояния насилию в борьбе за свободу. Маккуин напомнил о своем происхождении. Вдохновением ему послужило якобитское восстание и депортация шотландских горцев. Модели вышли на подиум, усыпанный мертвыми цветами, под звуки ветра и церковных колоколов, в тартане, кружевных платьях, разорванных на груди, и окровавленных бинтах.



VOSS 2001
Масштабная и драматическая весенняя коллекция Voss навсегда останется особенной в истории моды. Темой показа стала больница для душевнобольных. Основной элемент сет-дизайна – огромный зеркальный куб. Когда в зале зажегся свет, зрители увидели лишь собственное отражение, на которое им предстояло смотреть в течение двух часов. Это было важной частью шоу. Сам Маккуин, пока люди ждали начала, наблюдал за их реакцией через экран: «Я видел это на мониторе: как все они отводили глаза, стараясь не смотреть на самих себя. Это была отличная идея – развернуть fashion-индустрию назад, лицом к этим людям».
Не видя зрителей и друг друга, модели в платьях, декорированных перьями, с чучелами птиц на плечах и бинтами на головах, передвигались по квадрату стеклянной комнаты, создавая впечатление пациентов сумасшедшего дома. Дизайнер, вдохновленный фильмами Хичкока, очень тонко продумал и кульминацию действа. Незадолго до завершения шоу свет на подиуме погас и зажегся в кубе, стены которого неожиданно стали падать и разбиваться вдребезги. В центре зритель увидел инсталляцию. Внутри маленького куба с летающими мотыльками в маске и с трубками во рту лежала обнаженная британская писательница и журналистка Мишель Олли. Так Маккуин воплотил вызывающую шок фотографию жизнелюбивого певца смерти Джоэла-Питера Уиткина Sanitarium.



Атлантида Платона 2010
Вдохновением последней полностью завершенной весенней коллекции Александра Маккуина «Атлантида Платона» стал животный мир и постапокалиптические фантазии о том, какой будет планета после глобальной экологической катастрофы. Коллекция стала способом высказаться о тревожившей его проблеме глобального потепления. Первое шоу было показано в прямом эфире. На огромный экран выводились картины создания нового мира, бушующих вод, движения змей. Модели напоминали мифических существ. Анималистичные принты, декоративные элементы в виде сеток и чешуи, змеи, фантастические рыбы и животные… В этой коллекции Маккуин представил свои легендарные ботильоны Armadillo («броненосцы») на тридцатисантиметровом каблуке, которые входят в число самых известных произведений дизайнера. Они так никогда и не поступили в продажу. Существует всего 21 пара туфель Armadillo, часть из них представлена на выставке Savage Beauty в лондонском Музее Виктории и Альберта. В 2015 году три пары из коллекции были перевыпущены специально для онлайн-аукциона Christie’s; их выкупила Леди Гага за 295 000 долларов.
Можно по-разному относиться к творениям Маккуина, но оставаться равнодушным при взгляде на них вряд ли получится. Все его работы останутся ценным наследием мировой моды.



Изнасилованная Шотландия 1995
В одном из самых провокационных показов, «Изнасилованная Шотландия», лежит идея противостояния насилию в борьбе за свободу. Маккуин напомнил о своем происхождении. Вдохновением ему послужило якобитское восстание и депортация шотландских горцев. Модели вышли на подиум, усыпанный мертвыми цветами, под звуки ветра и церковных колоколов, в тартане, кружевных платьях, разорванных на груди, и окровавленных бинтах.



VOSS 2001
Масштабная и драматическая весенняя коллекция Voss навсегда останется особенной в истории моды. Темой показа стала больница для душевнобольных. Основной элемент сет-дизайна – огромный зеркальный куб. Когда в зале зажегся свет, зрители увидели лишь собственное отражение, на которое им предстояло смотреть в течение двух часов. Это было важной частью шоу. Сам Маккуин, пока люди ждали начала, наблюдал за их реакцией через экран: «Я видел это на мониторе: как все они отводили глаза, стараясь не смотреть на самих себя. Это была отличная идея – развернуть fashion-индустрию назад, лицом к этим людям».
Не видя зрителей и друг друга, модели в платьях, декорированных перьями, с чучелами птиц на плечах и бинтами на головах, передвигались по квадрату стеклянной комнаты, создавая впечатление пациентов сумасшедшего дома. Дизайнер, вдохновленный фильмами Хичкока, очень тонко продумал и кульминацию действа. Незадолго до завершения шоу свет на подиуме погас и зажегся в кубе, стены которого неожиданно стали падать и разбиваться вдребезги. В центре зритель увидел инсталляцию. Внутри маленького куба с летающими мотыльками в маске и с трубками во рту лежала обнаженная британская писательница и журналистка Мишель Олли. Так Маккуин воплотил вызывающую шок фотографию жизнелюбивого певца смерти Джоэла-Питера Уиткина Sanitarium.



Атлантида Платона 2010
Вдохновением последней полностью завершенной весенней коллекции Александра Маккуина «Атлантида Платона» стал животный мир и постапокалиптические фантазии о том, какой будет планета после глобальной экологической катастрофы. Коллекция стала способом высказаться о тревожившей его проблеме глобального потепления. Первое шоу было показано в прямом эфире. На огромный экран выводились картины создания нового мира, бушующих вод, движения змей. Модели напоминали мифических существ. Анималистичные принты, декоративные элементы в виде сеток и чешуи, змеи, фантастические рыбы и животные… В этой коллекции Маккуин представил свои легендарные ботильоны Armadillo («броненосцы») на тридцатисантиметровом каблуке, которые входят в число самых известных произведений дизайнера. Они так никогда и не поступили в продажу. Существует всего 21 пара туфель Armadillo, часть из них представлена на выставке Savage Beauty в лондонском Музее Виктории и Альберта. В 2015 году три пары из коллекции были перевыпущены специально для онлайн-аукциона Christie’s; их выкупила Леди Гага за 295 000 долларов.
Можно по-разному относиться к творениям Маккуина, но оставаться равнодушным при взгляде на них вряд ли получится. Все его работы останутся ценным наследием мировой моды.