Эксперты проекта:
Александр Клименко, архитектор, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды ТИУ, доцент ВАК, почетный работник сферы образования Российской Федерации, член Союза архитекторов России, входит в архитектурно-художественный совет Тюмени и научно-методический совет при комитете по охране культурного наследия Тюменской области
Нина Загребина, архитектор и дизайнер интерьеров, руководитель компании «Дизайн-клуб»
Сергей Колесник, владелец компании «Колесник»
Евгений Гудов, генеральный директор санкт-петербургского «Планетария № 1» и руководитель проекта реставрации знаменитой «круглой» бани в Тюмени
Еще некоторое время назад мы наблюдали уничтожение и обветшание исторических памятников и знаковых объектов городской архитектуры. Сейчас заметна тенденция к их восстановлению – Тюмень расцветает обновленными зданиями, которые обживаются уютными кофейнями, магазинами, ресторанами. Обнажается старинный кирпич, распахиваются на улицу высокие нарядные окна, преображаются пилястры, фронтоны и аттики.
С чем связан этот тренд? Почему сохранять архитектурное наследие важно для города и его жителей? Какую роль могут играть такие сооружения в общественной жизни? В номере Renaissance говорим о возрождении исторической архитектуры с ее исследователями и знатоками.
Для начала стоит разобраться, чем уникальна тюменская историческая архитектура. Эксперты говорят о том, что своеобразие внешнего облика города продиктовано его ролью торгового и исторического центра региона. Если Санкт-Петербург поражает масштабностью и размахом непрерывных рядов торжественных каменных фасадов, то Тюмень – это в основном усадебная застройка, где витает дух купечества. Компактные двухэтажные строения, симметричные фасады зданий, где оси выделены ризалитами и аттиками, традиционные общерусские приемы в сочетании с формами сибирского зодчества – все это есть во многих городах за Уралом. Яркое исключение – конечно, накладная объемная резьба, полюбоваться которой приезжают со всего мира. Ее художественную ценность определяет особый скульптурно-пластический характер и нарядность, близкая к барокко. К сожалению, многие деревянные дома с витиеватой резьбой наличников и ставней были утрачены, но и сегодня нам есть что сохранять. Реставрацией таких строений уже много лет в Тюмени занимается Вадим Макарович Шитов – уже не просто имя, а бренд. Чтобы восстановить образцы рельефной резьбы, он изучал работы старых мастеров, выискивал элементы разрушенных домов буквально в мусоре, по крупицам собирал материал. Одна из его работ – усадьба купца Колокольникова. Всего мастерской Вадима Макаровича, где сейчас трудится и его сын, возвращено к жизни более 30 объектов.
Немалый вклад в сохранение исторической архитектуры Тюмени сделал Александр Клименко, а затем и его ученики. Александр Иванович – заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Тюменского индустриального университета, доцент ВАК, почетный работник сферы образования Российской Федерации, член Союза архитекторов России, входит в архитектурно-художественный совет Тюмени и научно-методический совет при комитете по охране культурного наследия Тюменской области. С 1990 года он занимается реставрацией объектов культурного наследия. Среди авторских работ – более 50 проектов; в их числе, например, регенерация исторической застройки города-острова Свияжска в Татарстане, который в дальнейшем был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Реставрация – процесс волнообразный, – говорит Александр Иванович. – Одна из первых «волн» пришлась на начало 2000-х, когда благодаря объемной государственной поддержке восстанавливались целые архитектурные комплексы. Затем случилось затишье, во время которого многие интересные сооружения были безвозвратно утеряны. Это случилось не только из-за сокращения финансирования, но и по причине строжайшего контроля со стороны официальных структур». Сейчас наблюдается новый всплеск интереса к объектам исторического наследия: в реставрацию «включается» не только государство, но и бизнес. Предпринимателям такие объекты интересны прежде всего из-за удачной локации, ведь памятники находятся преимущественно в центре города и на первой линии от дороги. Но есть сложности: реставрация реализуется трудно, долго и дорого, поэтому в ход идут приемы реновации, использующей современные материалы и технологии, но ориентирующейся на традиционный дизайн-код. Параллельно с возвращением «в строй» памятников архитектуры идет другой процесс, не столь позитивный: точечная застройка центра современными зданиями. Кто-то считает, что их стиль должен повторять черты исторической застройки, кто-то выступает за архитектуру, соответствующую своей эпохе. Александр Клименко убежден: «Тюмень уже достигла статуса города, достойного уникальной архитектуры, но пока этого, к сожалению, не происходит. В центре продолжают строить «ящики», не интересные ни туристам, ни предпринимателям. Я считаю, что наши центральные улицы не стоит заставлять зданиями «под старину», чтобы попасть в общий стиль и настроение окружающей среды. Причина – архитектура должна отвечать своему времени, а попытка перенести отдельные элементы исторических сооружений на новые выглядит как абсурдная компиляция: современные проекты выдают «не те» пропорции и гармония линий».
Архитектор и дизайнер интерьеров Нина Загребина, отдавшая изучению старой Тюмени немало лет, поддерживает своего коллегу. Она уверена, что нам нужно присмотреться к тому, как развиваются европейские города: сохраняя старое, они встраивают в мозаику пространства новое. То, что у нас считается рухлядью и зачастую ничего не стоит, за границей имеет невероятную цену и ценность. Такое трепетное отношение к старине делает облик города неповторимым, позволяет его жителям прикоснуться к прошлому того места, где они живут: «Новое никому не интересно. Все любуются старым, фотографируют его, проникаются его теплом, впитывают те эмоции, которые эти здания вбирали в себя сотни лет. Поэтому не нужно ничего сносить – почему-то в нашем менталитете есть привычка полностью избавляться от того, что было, и возводить новое. Давайте улучшать, обустраивать, давать вторую жизнь тому, что у нас уже есть».
Главную проблему того, как растет Тюмень, Нина Загребина видит в тенденции «строить как в чистом поле», без учета имеющейся в данной локации застройки. Например, в заречной части города, где есть что восстанавливать и беречь. Новые ЖК и бизнес-центры на самом деле можно органично вписать в среду, если действовать согласно целостной концепции. Допустим, старинное здание оставить на первой линии, «как конфетку», а за ним, в глубине квартала, возвести строение из стекла, подчеркивающее декоративность, миниатюрность и очарование дома с историей. Район улицы Камышинской мог бы стать новым деловым центром. Самарская, на которой среди череды интереснейших строений выявлено всего несколько памятников архитектуры (следовательно, все остальные могут быть снесены), просится на роль туристического объекта в виде исторического парка. «Здание по адресу Щербакова, 1, можно смело считать памятником, но у него, к сожалению, нет этого статуса, а потому оно может быть утрачено», – говорит Нина. Усилиями архитектора и ее команды был сохранен дом, где располагается ресторан «Потаскуй», и это один из немногих примеров того, как бизнес может освоить историческое пространство.
Сергей Колесник, чья компания занимается реновацией и редевелопментом коммерческих помещений, предлагает рассмотреть вопрос с другой стороны. Восстановление старинных зданий, знаковых для своих эпох, важно для государства и граждан, так как памятники помогают сохранить историю, культуру и национальную идентичность. «Внимание к архитектурному наследию, его защита и реставрация – это знак некоего взросления общества. Тенденция проявляется не только в том, что эти процессы строго контролирует государство: сами граждане относятся к памятникам более осознанно, у нас появляется все больше ценителей архитектурного искусства». Для предпринимателей здания с историей – это еще и возможность разместить бизнес в удачных для ведения дел локациях, к тому же со своей уникальной эстетикой и атмосферой. Точкой притяжения они становятся в том числе потому, что «раньше строили по-другому». Еще век назад возведение дома было искусством, и «даже цеха заводов, например Демидовских в Нижнем Тагиле, выглядели изящно». Девелоперам также интересно восстанавливать подобные объекты и запускать их в работу: «Так, мы взялись за реставрацию памятника по улице Республики, 29, это знаменитый Дом Панкратьева. Предстоит процесс долгий и сложный: удлиняются сроки, увеличивается бюджет, – но само место того стоит». Отреставрированные памятники истории могут быть востребованы владельцами медицинских учреждений, салонов красоты, ресторанов и пекарен. Участие бизнеса делает памятники не просто «музеями», но объектами актуальными и эффективными.
В финале мы хотели бы затронуть вопрос о том, что делать со зданиями более поздних эпох: советскими «хрущевками» и панельными девятиэтажками, а также масштабными и порой нелепыми «произведениями» 90-х с флигелями, башенками, сломанной геометрией линий. Стоит ли их сохранять как «знаки своего времени» или лучше снести и забыть? «Советская архитектура обладает своими узнаваемыми чертами; эти здания признаются памятниками и сохраняются, как и строения дореволюционного времени, – говорит Сергей Колесник. – Что касается 1990-х и 2000-х годов, то это безархитектурный период, время, когда мы полностью потеряли свой стиль. И, к слову, до сих пор его не нашли. Здесь мы рискуем и вовсе не найти памятников. Хорошо, что ситуация меняется к лучшему: сегодня ключевые девелоперы уже не работают без архитектурных бюро».
По мнению Нины Загребиной, у строений из 90-х все же есть будущее, просто им нужно пройти через стадии отрицания и иронии – к восхищению. Это уже случалось со «сталинками», над которыми раньше смеялись, а теперь они считаются образцами гармонии и соразмерности: «То, что мы строили 20–30 лет назад, сегодня переживает второе рождение. Огромные, по 1 000–2 000 квадратных метров, коттеджи превращаются в стильные апарт-отели и гостиницы. Так что дайте архитектуре 90-х еще лет 30 – и посмотрим, сколько там найдется памятников. Уверена, что много!»
Евгений Гудов, генеральный директор санкт-петербургского «Планетария № 1» и руководитель проекта реставрации знаменитой «круглой» бани в Тюмени: «Реставрация играет важную роль как в сохранении и передаче культурного наследия, так и в формировании архитектурного облика города в целом. Восстановление объектов культурного наследия может привлечь туристов и способствовать развитию экономики. Объекты культурного наследия, потерявшие свою начальную функцию из-за технологического прогресса и развития общества, находятся в наибольшей опасности, так как зачастую не имеют постоянного пользователя, который мог бы поддерживать внешний облик здания. Таким объектом и была общественная баня в стиле конструктивизма, расположенная в исторической части Тюмени. К сожалению, до наших дней бани не дошли в первоначальном виде, задуманном автором, но сохранили свое историческое ядро. Сейчас практически все обследования здания завершены; разрабатывается проект реставрации и приспособления помещений для современного использования в качестве планетария. Мы планируем привести экстерьер к его историческому виду, воссоздав некоторые архитектурные решения. Основным принципом реставрации является наименьшее вмешательство в элементы, представляющие собой историческую, культурную и архитектурную ценность, а новая функция здания позволит ему стать точкой притяжения».