Пытаемся разобраться, почему представители поколения Z так не любят точки в конце предложений, как не нарушить цифровые границы вашего визави и в каких случаях допустимо отправлять голосовые сообщения даже тем, кого это раздражает.
Кто из нас случайно не отправлял свои неоднозначные фото в родительский чат, не писал начальнику «целую» и не сгорал от стыда после неудачной автозамены? Коммерческий директор «Стольника» как-то получил от клиента неприличное предложение «секса» (на самом деле – «сеанса» в его клинике). Продюсер съемок, не зная особенностей устройства секретных чатов в «Телеграме», сделал скриншот, чтобы похвастаться лестным предложением прийти на закрытое мероприятие. И другие участники тут же получили уведомление об этом: секретный – значит секретный. А одна подруга редакции как-то поймала в директе ссылку на свой собственный пост с комментарием: «У нее что, браслет Cartier?» Видимо, кто-то решил посплетничать насчет чужих украшений, но не уследил за адресатом. В общем, краснеть, беситься и попадать в неловкие ситуации онлайн приходится гораздо чаще, чем в офлайне – таковы реалии нашей жизни, где «черное зеркало» является уже далеко не просто гаджетом.
«Нетикет» появился еще в середине 80-х годов прошлого века, но, честно говоря, он совсем не поспевает за новыми соцсетями и их функциями, мессенджерами, негласными правилами и так далее. Правильно будет сказать, что внутри каждой команды, сообщества и даже пары подруг существуют свои особенности диджитал-коммуникации. Но есть универсальные рекомендации.
Пишу тебе.
Для начала стоит вообще определиться с тем, какой ресурс выбрать для общения. Эксперты сходятся в том, что для работы по-прежнему лучше всего подходит старая добрая электронная почта. Но признаемся честно: вся оперативная переписка с партнерами, коллегами, клиентами давно перетекла в чаты. И все же если у вас есть возможность отправить мейл незнакомому человеку – воспользуйтесь ей. Если нет, то в первом же сообщении уместно уточнить, где ему удобно обсуждать важные вопросы, особенно когда в вашем распоряжении есть только директ. Для многих «Инстаграм» до сих пор – площадка для селфи и видео с котиками, поэтому своим деловым предложением вы можете поставить человека в неловкое положение.
По стилю переписки тоже не все так просто. Сомневаетесь, будет ли уместен ваш привычный тон, – «зеркальте» стиль собеседника, потом сориентируетесь. Еще совсем недавно в деловой переписке не допускались эмодзи и даже скобки-смайлики – теперь без них совершенно невозможно считать интонацию, поэтому значки и фигурки все чаще появляются в ваших сообщениях арт-директору или руководителю проекта. Не приветствуется привычка ставить несколько эмодзи подряд (и в принципе увлекаться «наскальной живописью»), но сопроводить шутку соответствующим смайлом, а благодарность – цветком вполне можно. Зато капслок, несколько вопросительных или восклицательных знаков подряд, значительные многоточия – как и прежде, табу. Кроме того, они выдают в вас эмоционально нестабильного человека, а это уже может помешать профессиональной репутации. Интересно, что для «игреков» и «зетов» точки в конце сообщений выглядят как агрессия или сарказм, поэтому их не используют. А от слов «ясно», «понятно», «я тебя услышал» и вовсе стоит отказаться. Это читается скорее как «иди ты…» и к эффективной коммуникации отношения не имеет.
Никакая занятость не может быть оправданием отсутствия ответа на сообщение. Ваш собеседник тоже торопится жить, поэтому результат нужен ему здесь и сейчас. Если вы не готовы ответить сразу, то хотя бы просто обозначьте сроки. О времени звонка теперь желательно договариваться заранее. Общение на рабочие темы допустимо лишь в рабочие часы – конечно, кроме тех случаев, когда вы с командой в дедлайне: в период сдачи номера в печать вся редакция должна быть на связи 24/7, а иногда и клиентам, признаемся, достается.
А вообще, «как раньше» в Сети уже никогда не будет. Свобода, анонимность и провокации вышли из чата: по статистике, 59 % компаний следят за стандартами поведения сотрудников в онлайн-среде – оно напрямую влияет на репутацию, карьеру и рейтинг среди хедхантеров. Еще из трендов – люди стали тщательно оберегать свои цифровые границы, поэтому без разрешения не стоит добавлять их в различные группы, отмечать на фото и навязывать им свою дружбу. С активным развитием мессенджеров возможность сохранить приватность стала восприниматься как настоящая роскошь. В тему приватности – нетикет описывает даже такое явление, как практика «демонстративной невнимательности»: это когда вы, проходя мимо коллеги, подчеркнуто не смотрите на экран его компьютера или телефона – мало ли чем он занят.
И кстати, насчет голосовых сообщений: все-таки они раздражают всегда.
P.S. Есть мнение, что цифровой этикет заботит только каких-то снобов, которых хлебом не корми – дай живое общение загнать в рамки стандартов и ограничений. Нам же кажется, что это хороший инструмент для просоциальных людей, настроенных на эффективную и позитивную коммуникацию.