Школа любви
Текст: Евгения Васенина Фото: Павел Франк
«НАСТАВНИЧЕСТВО – ЭТО ШКОЛА ЛЮБВИ», – ГОВОРИТ ЮЛИЯ ФАТХУЛЛИНА. СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫМИ НАСТАВНИКАМИ ПОЯВИЛАСЬ В ТЮМЕНИ В 2014 ГОДУ. ЗА ВРЕМЯ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ОНА ОБРОСЛА СИЛЬНОЙ КОМАНДОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, КОУЧЕЙ, ПАРТНЕРОВ И СПОНСОРОВ, ПОЛУЧИЛА МНОЖЕСТВО ГРАНТОВ И НАГРАД, ВЫПУСТИЛА В МИР ОСОЗНАННЫХ ЗРЕЛЫХ ЛИЧНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ СМОГЛИ ПРЕОДОЛЕТЬ ПЕЧАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ СВОЕГО ДЕТСТВА И УСПЕШНО «ВСТРОИТЬСЯ» В ЖИЗНЬ.
Юлия Фатхуллина, руководитель проекта «Наставничество»
К нам приходят из полноты, из желания отдавать
Юлия, в чем актуальность проекта «Наставничество»?
У детей-сирот, по крайней мере в нашем благополучном регионе, нет потребности в материальной поддержке: они обеспечены всем необходимым. Но им очень важно присутствие в жизни значимого взрослого, старшего друга, который способен дать ребенку вектор дальнейшего развития, помочь в обретении социальных навыков и выстроить с ним теплые отношения. Но самое главное – с наставником он чувствует свою ценность и знает: «я нужен», «меня принимают таким, какой я есть». Это партнерство позволяет детям-сиротам выйти из позиции жертвы, которая закрывает многие возможности, и понять, что они сами несут ответственность за свое благополучие, успех, востребованность.
Что входит в программу вашего проекта?
Во-первых, дети не меньше двух раз в месяц встречаются со своими наставниками, сначала на территории Борковского детского дома, потом и в городе. Они беседуют, гуляют по набережной, катаются на коньках, иногда даже путешествуют вместе. Например, недавно одна наша наставница возила своих подопечных в Алтайский край. Во-вторых, дети посещают занятия в «Мужском клубе», студии «Очарование женственности», театральной мастерской. Они регулярно участвуют в творческих конкурсах – наградой за победу является, как правило, выезд в другой город (в прошлом году ездили в Тобольск, этим летом – в Казань). После выпускного из детского дома мы помогаем подопечным с учебой и трудоустройством. Маленькие дети занимаются нейрокоррекцией, подготовкой к школе.
Кто может стать наставником? И с какой целью люди приходят в этот проект?
Наставником может стать любой человек, который по-настоящему этого хочет и горит самой идеей. Его ждут несколько испытаний: сбор справок, собеседование со мной, обучение… Лишь после этого мы знакомим наставников с подопечными – и старшего друга себе выбирают дети. Согласитесь, если у вас есть внутренние сомнения, то вы остановитесь после первого этапа подготовки. Поэтому мотивация стоит на первом месте. Мы не ищем идеальных людей – таких просто не существует. Но мы вместе работаем над внутренними трудностями и определяем зоны роста. Глубинная цель наставников – вместе с детьми проходить собственный путь взросления. Мне говорят: «Я выросла вместе с вами». Люди учатся любить – не выпрашивать, не требовать, не пытаться заслужить чувство, а просто любить и принимать. Расставлять границы, уважать себя, укреплять внутренний стержень. Кто-то сталкивается с одиночеством, бесплодием или потерей близких и поэтому хочет дарить любовь. Мы на это спокойно смотрим, мы честно говорим об этом. Союз взрослого и ребенка обогащает обоих, это правда. Для кого-то наставничество может стать шагом к опеке. Благодаря участию в проекте человек может соизмерить эту мысль со своей душой и потом взять ребенка в семью.
Как наставникам может помочь бизнес?
Мы всегда находимся в поиске партнеров, которые могут помочь, во-первых, с организацией досуга детей, а во-вторых, с трудоустройством. Также необходима прямая финансовая поддержка, так как проект оплачивает занятия по подготовке к школе, по нейрокоррекции и так далее. И конечно, мы рады встречаться с интересными и успешными людьми, прошедшими собственный непростой путь. Такие беседы вдохновляют детей двигаться вперед и реализовывать свои цели.
Каким вы видите проект «наставничество» через несколько лет?
Мне важно, чтобы мы получили собственное помещение. Проект растет, направлений становится все больше. Также хочется, чтобы общество осознало ценность наставничества. Я считаю, что оно должно стать частью государственной социальной программы адаптации детей-сирот либо же найти поддержку в лице сильного партнера, который будет сопровождать проект долгие годы. Также мы готовы транслировать свой опыт в другие регионы и помогать в запуске проекта.
Что вы считаете идеальным результатом работы наставника?
Меня воодушевляют три цели. Первая – изменить мировоззрение ребенка, находящегося в состоянии жертвы и привыкшего мыслить потребительски. Вторая – привить любовь к труду. Дети должны понимать, что изменить жизнь можно только своими руками. И третья – дать им теплоту и поддержку.
У детей-сирот, по крайней мере в нашем благополучном регионе, нет потребности в материальной поддержке: они обеспечены всем необходимым. Но им очень важно присутствие в жизни значимого взрослого, старшего друга, который способен дать ребенку вектор дальнейшего развития, помочь в обретении социальных навыков и выстроить с ним теплые отношения. Но самое главное – с наставником он чувствует свою ценность и знает: «я нужен», «меня принимают таким, какой я есть». Это партнерство позволяет детям-сиротам выйти из позиции жертвы, которая закрывает многие возможности, и понять, что они сами несут ответственность за свое благополучие, успех, востребованность.
Что входит в программу вашего проекта?
Во-первых, дети не меньше двух раз в месяц встречаются со своими наставниками, сначала на территории Борковского детского дома, потом и в городе. Они беседуют, гуляют по набережной, катаются на коньках, иногда даже путешествуют вместе. Например, недавно одна наша наставница возила своих подопечных в Алтайский край. Во-вторых, дети посещают занятия в «Мужском клубе», студии «Очарование женственности», театральной мастерской. Они регулярно участвуют в творческих конкурсах – наградой за победу является, как правило, выезд в другой город (в прошлом году ездили в Тобольск, этим летом – в Казань). После выпускного из детского дома мы помогаем подопечным с учебой и трудоустройством. Маленькие дети занимаются нейрокоррекцией, подготовкой к школе.
Кто может стать наставником? И с какой целью люди приходят в этот проект?
Наставником может стать любой человек, который по-настоящему этого хочет и горит самой идеей. Его ждут несколько испытаний: сбор справок, собеседование со мной, обучение… Лишь после этого мы знакомим наставников с подопечными – и старшего друга себе выбирают дети. Согласитесь, если у вас есть внутренние сомнения, то вы остановитесь после первого этапа подготовки. Поэтому мотивация стоит на первом месте. Мы не ищем идеальных людей – таких просто не существует. Но мы вместе работаем над внутренними трудностями и определяем зоны роста. Глубинная цель наставников – вместе с детьми проходить собственный путь взросления. Мне говорят: «Я выросла вместе с вами». Люди учатся любить – не выпрашивать, не требовать, не пытаться заслужить чувство, а просто любить и принимать. Расставлять границы, уважать себя, укреплять внутренний стержень. Кто-то сталкивается с одиночеством, бесплодием или потерей близких и поэтому хочет дарить любовь. Мы на это спокойно смотрим, мы честно говорим об этом. Союз взрослого и ребенка обогащает обоих, это правда. Для кого-то наставничество может стать шагом к опеке. Благодаря участию в проекте человек может соизмерить эту мысль со своей душой и потом взять ребенка в семью.
Как наставникам может помочь бизнес?
Мы всегда находимся в поиске партнеров, которые могут помочь, во-первых, с организацией досуга детей, а во-вторых, с трудоустройством. Также необходима прямая финансовая поддержка, так как проект оплачивает занятия по подготовке к школе, по нейрокоррекции и так далее. И конечно, мы рады встречаться с интересными и успешными людьми, прошедшими собственный непростой путь. Такие беседы вдохновляют детей двигаться вперед и реализовывать свои цели.
Каким вы видите проект «наставничество» через несколько лет?
Мне важно, чтобы мы получили собственное помещение. Проект растет, направлений становится все больше. Также хочется, чтобы общество осознало ценность наставничества. Я считаю, что оно должно стать частью государственной социальной программы адаптации детей-сирот либо же найти поддержку в лице сильного партнера, который будет сопровождать проект долгие годы. Также мы готовы транслировать свой опыт в другие регионы и помогать в запуске проекта.
Что вы считаете идеальным результатом работы наставника?
Меня воодушевляют три цели. Первая – изменить мировоззрение ребенка, находящегося в состоянии жертвы и привыкшего мыслить потребительски. Вторая – привить любовь к труду. Дети должны понимать, что изменить жизнь можно только своими руками. И третья – дать им теплоту и поддержку.