Джереми Ким, архитектор знаменитого бюро Foster + Partners, рассказал «Стольнику», в чем уникальность новой штаб-квартиры РМК, а также о совместных с NASA проектах по строительству жилья на Марсе.
Джереми, как ваше архитектурное бюро выстраивает работу с заказчиками? Вот вам поступило новое предложение, что дальше?
Когда только поступает запрос, мы первым делом рассчитываем, какое количество людей нам необходимо, и примерные сроки. Уже на основе этого подготавливаем коммерческое предложение с описанием объемов работы. Затем это согласуется, подписывается, и только тогда начинается работа над проектом. Довольно стандартная процедура, которая выглядит просто, но иногда много времени и сил уходит на дискуссии и обсуждения. РМК сами обратились к нам: компания хотела, чтобы штаб-квартиру для них проектировало и строило именно наше бюро.
Вы несколько раз говорили, что на строительство штаб-квартиры РМК вас вдохновила деятельность самой компании. Можете рассказать чуть конкретнее?
Еще до начала проектирования мы провели тщательный анализ того, как работает компания, ее сотрудники. Поскольку мы создаем здание для людей, для нас важно, чтобы их работа была максимально комфортной. На основе анализа мы разработали совершенно новую концепцию офисного пространства, совмещающую плюсы обоих типов – open space и ячеистой офисной структуры.
Вы не раз отмечали, что этот проект оказался для вас непростым. С какими сложностями пришлось столкнуться?
Я бы даже сказал, что это были не сложности, а вызовы. Во-первых, это наш дебютный проект в России, нам пришлось многому научиться при строительстве. Второй вызов – это климат, который в Екатеринбурге меняется от очень низких температур зимой до высоких летом. В-третьих, дизайн здания полностью уникален, не было ни одного стандартного решения. Все эти вызовы, которые мы преодолели и продолжаем преодолевать, делают нас только сильнее. Я счастлив работать с такой талантливой командой инженеров, экспертов. Результат говорит сам за себя, я горжусь нашей работой.
Вы много говорите об уникальности здания. Назовите несколько особенностей, на которые, по вашему мнению, в первую очередь стоит обратить внимание.
Первое, что хотелось бы выделить, это двойной модуль ячейки офиса. Он был разработан специально для сотрудников РМК. Второе – фасадная система, которая была спроектирована и изготовлена с нуля. Таких систем не было раньше нигде. Третье – то, как здание стоит и держится. Оно выполнено из конструктивного белого бетона, который ничем не обрабатывался и служит сейчас элементом интерьера. Это были по-настоящему сложные задачи, над которыми трудилось множество специалистов.
Понимаете, мы ведь не начинаем проекты с мыслью создать обязательно уникальное здание. Неповторимым его делают все те параметры, которые учитываются при проектировании: климат, участок строительства, то, как это здание будет влиять на социальную сферу. В результате комбинаций этих параметров у нас появляются архитектурные и дизайнерские решения, которые и ведут к тому, что здание становится уникальным.
Расскажите о новейших современных технологиях, которые применяются в проектировании и строительстве зданий?
Технологии – это, конечно, здорово, но мы не должны забывать, что это просто средства для создания пространства, в котором людям удобно, комфортно находиться. Безусловно, все последние разработки – искусственный интеллект, VR-технология, 3D-печать – влияют на нашу работу. Но они не должны влиять на то, как архитектор думает, это остается неизменным уже много лет. Наша конечная цель – создание пространств, отвечающих потребностям заказчиков, технологии лишь помогают нам этой цели достигать.
Через сколько лет можно будет говорить о строительстве зданий на других планетах, о космической архитектуре?
Я недавно слушал интервью Илона Маска: он сказал, что будет первым, кто заселит Марс, наша компания активно участвует в развитии этого направления. Например, у нас был совместный проект с Европейским космическим агентством: мы разрабатывали специальные постройки для комфортного проживания на Луне, используя 3D-печать. В основу проекта вошел наш анализ человеческой кости – ее структура помогла нам при конструировании построек с минимальным использованием материала. Сама 3D-печать осуществлялась с помощью материалов, доступных на Луне, например, лунной пыли. После этого мы участвовали в похожем проекте по разработке жилья на Марсе, только уже для NASA. Мы, несомненно, движемся вперед, нам очень нравится этот процесс, хочется, чтобы все скорее воплотилось в жизнь, но сложно точно сказать – когда.