Как искусство влияет на дизайн? Вокруг каких арт-объектов можно создавать целые пространства? По каким законам работает наше восприятие, в один момент превращающее предмет интерьера в настоящее произведение искусства?
Анастасия Заполева, руководитель салона ARTPAZZL
Виктория Дудина, дизайнер интерьеров, основатель студии «Модельер интерьера»
Мария Ульянова, архитектор-дизайнер, член Союза архитекторов России, соучредитель студии дизайна U2STUDIO
Анна Клявлина, дизайнер интерьеров, основатель студии INTERI
Денис Рыжков, дизайнер интерьеров, основатель студии YARKOHOME
Вера Махецкая, дизайнер интерьеров, архитектор, декоратор
Как искусство влияет на интерьерный дизайн? Роль какого направления ощущается сейчас наиболее сильно?
Виктория: Искусство и дизайн всегда были неразрывно связаны. Как правило, и тенденции в обеих областях пересекаются и поддерживают друг друга. Так, на последней выставке COSMOSCOW, а это главная ярмарка современного искусства в России, я отметила, что сейчас наиболее востребованы абстрактные произведения. Современный человек хочет сохранить чистоту и непредвзятость визуального впечатления, поэтому реалистичные изображения ему не интересны. Другое дело – переплетения линий, объемов и оттенков, которые каждый может наполнить своим смыслом. Второе важное направление – экология. Гуляя по павильонам Expo в Дубае, мы буквально «зависли» у японского стенда: целые композиции создаются из отработанных материалов, которые вместо того, чтобы засорять нашу планету, обретают новую жизнь в произведениях художников.
Что такое арт-объект для вас? По каким критериям вы определяете его качество и значимость?
Вера: Качество и значимость имеют значение, в первую очередь, для владельца арт-объекта, так как с ним, скорее всего, связаны какие-то эмоции. Если же дизайнер во время планирования «влюбляет» заказчика в какой-либо предмет, то все равно это эмоции восхищения, переданные от одного человека к другому.
Денис: Арт-объекты связаны не столько с эстетикой, сколько с откликом, который они вызывают, и текущей социальной повесткой. В целом важен лишь посыл художника и многообразие смыслов, наполняющих тот или иной объект.
Мария: При этом важно найти именно тот арт-объект, который будет отражать мировоззрение человека, в чье пространство вы планируете его привнести. Это сложно. Поэтому для начала нужно понять, как думает и чувствует ваш заказчик, что ему близко, какие ценности он разделяет. И лишь потом вы сможете найти уникальную вещь, которая будет питать его энергией в собственном доме. Арт-объектами ведь могут быть не только картины, скульптуры, фрески. Я как архитектор в качестве арт-объекта вижу любую уникальную вещь: например, деревянный наличник, оформленный в виде рамы для зеркала. Для другого человека это может быть просто… деревяшка. По сути, ты сам наполняешь предмет смыслом и придаешь ему статус арт-объекта.
Виктория: Так, в свое время главным арт-объектом в моей студии была старинная швейная машинка Zinger. Для меня она стала метафорой основного принципа работы «Модельера интерьера»: мы перекраиваем пространство, чтобы создать идеальное лекало по вашим «меркам». Для кого-то эта машинка была ненужным старьем, для меня – настоящей ценностью.
Анастасия: Именно поэтому арт-объектами часто становятся вещи ручной работы, наполненные теплом и энергетикой человека, который их создал. Это всегда особые эмоции, особые смыслы, особое настроение. Но главное – эти предметы невозможно повторить. Эксклюзивность мне кажется важной чертой арт-объекта.
Анна: Настоящий арт отражает состояние человека здесь и сейчас. Все мы меняемся – меняется наше мировоззрение, представление о прекрасном, настроение. Сегодня предмет видится мне арт-объектом, а завтра теряет для меня смысл – и я убираю его из своего поля. Или наоборот: произведение может обретать значимость благодаря эмоциям, которые ты переживаешь в настоящем.
Приведите случаи из своей практики, когда один арт-объект стал «точкой отсчета» для всего интерьера.
Мария: Однажды заказчики попросили меня вписать в интерьер старый резной буфет – семейную реликвию, которая передавалась из поколения в поколение. Мы его отреставрировали и поместили в пространство; он нарочито выбивался из общей концепции, становясь в помещении главным акцентом.
Виктория: Роскошный отрез ткани с оригинальным дизайнерским принтом, дорогое пианино, на котором никто не играет, – оно просто украшает интерьер, как скульптура, картина, даже эксклюзивный сет раритетной посуды Hermes – в моих проектах арт-объектами становились самые разные вещи. Но главные арт-объекты в нашей работе – безусловно, сами заказчики, уникальные и неповторимые.
Денис: Помню, что как-то весь интерьер сложился легко, словно по щелчку пальца, – и всё вокруг картины, нарисованной самой заказчицей. Это редкий случай, когда дизайнера может вдохновить «самодеятельность». Но работа была исполнена настолько талантливо, что к ней невозможно остаться равнодушным. В итоге картина заняла свое место в спальне на специально отведенном месте – мольберте.
Вера: Совсем недавно, осенью, я искала отправную точку для декора квартиры в Питере и случайно нашла картины украинской художественной студии «Арт-Хотин». Особенно мне понравилась одна работа в стиле импрессионизма, где девушка в шляпе держит на руках белого кота… У меня не было сомнений: это то, что нужно! Заказчики влюбились в это произведение с первого взгляда. Кстати, с этими людьми я работаю много лет, поэтому, чувствуя их, нашла идеальное отражение «погоды» в их доме. Но на самом деле арт-объект редко становится отправной точкой. Чаще я отталкиваюсь от кухни, ее стиля и цветовой гаммы. Бывают такие кухни, которые вполне могут потягаться в уникальности с произведениями искусства!
Анна: По сути, любая вещь, обладающая особой ценностью для заказчика, становится арт-объектом – при условии, что дизайнер подбирает для нее достойное обрамление, как ювелир – для драгоценного камня.
Анастасия: В моем доме есть такой уникальный предмет – это расписная фарфоровая люстра, которая досталась мне от бабушки. Мы бережно перевозим ее с собой из квартиры в квартиру, потому что такие вещи – больше чем искусство; это часть истории семьи.
В чем заключается ответственность дизайнера, привносящего арт в жилое пространство?
Виктория: Начав изучать фэншуй, я с большой осторожностью стала относиться к предметам искусства в интерьере, особенно к тем, с чьими создателями не знакома лично. Вы не знаете, с каким настроением и посылом художник работал над произведением, какая энергетика в нем заложена. Поэтому прийти на выставку и купить понравившуюся картину для своего заказчика или для себя – не моя история.
Мария: Дизайнеру еще важно понимать ценность арт-объекта и для отдельно взятого интерьера, и для заказчика лично, и в целом для искусства. Для этого у него достаточно опыта: ты смотришь на предмет и видишь, есть в нем талант, смысл, креативность или же нет. При этом для многих людей вообще не актуален вопрос о необходимости арт-объектов в интерьере. Это те заказчики, для которых любая картина или статуэтка – визуальный мусор. Тогда акцентом пространства может стать архитектурный элемент – лестница, например. Планировкой, светом, цветом вы подчеркиваете его значимость и роль в этом помещении.
С какими объектами или произведениями вы хотели бы поработать в интерьере?
Виктория: Я купила бы для себя несколько NFT-произведений, распечатала и повесила в детской. Если же говорить серьезно, то мечтаю заполучить комплект посуды Marie Daage: каждая серия – это что-то потрясающее! Еще одна моя интерьерная мечта – оформить ванную комнату неповторимой плиткой Bardelli, узнаваемой во всем мире.
Мария: Я без ума от ярких портретов Нелли Франсуазы – эти работы обладают бешеной энергетикой и невероятной экспрессией.
Денис: Мне было бы интересно поработать с эксклюзивной мебелью Bleu Nature. Дизайнеры собирают на побережье в Северной Франции гальку, ветки, коряги, высушенные морским ветром и солнцем, заливают их прозрачным акрилом и делают удивительные тумбы, столы, светильники. Это настоящие произведения искусства, созданные в тандеме человека и природы.
Анна: Я отношусь как раз к тем людям, которым важно видеть перед собой чистое пространство без лишних деталей, поэтому, думаю, арт-объекты в моем доме появятся еще не скоро. Главные произведения искусства в моей жизни, как сказала Виктория, – это люди.
Анастасия: Согласна с Анной; я не любитель картин и скульптур в интерьере. Работая в этой сфере, дома ты хочешь отдыхать от визуальных раздражителей. Но мне безумно нравится мозаика Pietro ручной работы. Каждый квадратик расписывается, покрывается сусальным золотом и наносится на сетку. Она даже на ощупь бархатистая и теплая – словно от рук мастера,
который над ней трудился.
Вера: Нет каких-то особых произведений моей мечты, но есть автор, с которым я поработала бы. Мне нравятся произведения Veda Ram – она живет на Бали и пишет в своем особом стиле: немного бохо, немного этники. Абсолютно фантастические работы!