Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство Журнал
Ожидание vs реальность
Текст: Евгения Васенина Фото: Игорь Алчинов

В сентябре говорим о том, как не провалить «премьеру» дизайн-проекта и какие профессиональные лайфхаки для этого существуют.


2_1200х800.jpg

Задача дизайнера - не только сделать красиво, но и повысить уровень качества жизни заказчика


8_690х900.jpg

Павел Маляров, директор интерьерного салона «Ампир»


3_690х900.jpg

Виктория Корепанова, дизайнер интерьера, руководитель студии VK_idea, член АДАТО


7_690х900.jpg

Александр Пивоваров, дизайнер интерьера, основатель студии Alex Fund


6_690х900.jpg

Светлана Рысева, дизайнер интерьера, руководитель архитектурного бюро Studio Lynx


4_690х900.jpg

Оксана Ширванова, дизайнер интерьера


5_690х900.jpg

Мария Чудинова (Швецова), руководитель дизайн-студии Maria-Art, ведущий дизайнер, член Союза дизайнеров России, член президиума АДАТО



Почему «картинка» проекта, утвержденного клиентом, может не совпадать с воплощением?

Оксана: Потому что в процессе реализации заказчик начинает заменять материалы по своему усмотрению. Ему кажется, что он выбирает почти то же самое, но это не так. Зачастую человек влюбляется в конкретную вещь и видит только ее, не обращая внимания на «картинку» в целом, как это делает дизайнер.

Виктория: На мой взгляд, нужно максимально глубоко проработать с заказчиком все его потребности, чтобы он понимал, что проект полностью соответствует его видению идеального дома. Тогда разочарования можно избежать.

Александр: Есть разные интерьеры: те, что рождаются как образ, и те, которые нужно просто хорошо и качественно сделать. Клиентов, готовых выбирать «образные» интерьеры, очень мало, к сожалению. Думаю, это в первую очередь вопрос менталитета человека из провинциального города. Но зато такие проекты получаются в любом случае. Неважно, какого уровня и качества материалы вы используете; если вы делаете интерьер для жизни (и если вы хороший дизайнер), результат будет хорошим.

Светлана, я вижу, вы не согласны с этой позицией...

Светлана: А что такое «интерьер для жизни»? Любой интерьер – для жизни, просто каждый видит ее по-своему. Задача дизайнера– не только сделать красиво, но и повысить уровень качества жизни заказчика. Чтобы он, имея новый быт, приобрел и новое сознание, которое будет двигать его к еще более прекрасному будущему. Основное, что нужно выяснить дизайнеру, – это бюджет. Почему вдруг реальность не совпала с «картинкой»? Потому что и не было таких денег. Нужно делать проект с теми материалами, которые заказчик в состоянии приобрести. Вторая причина – что у меня бывает периодически – какие-то товары могут быть сняты с производства, особенно часто это случается, если проект длится год-два.

Всегда ли именно бюджет влияет на это несовпадение?

Александр: Не всегда. Среди моих клиентов есть люди как очень обеспеченные, так и со средним достатком. И, безусловно, интерьеры для них получаются разными, но при этом бюджет здесь – не тот параметр, который влияет на удовлетворенность заказчика.

Оксана: На самом деле клиенты, особенно те, кто давно не делал ремонт, не понимают реального уровня цен. Чаще всего я слышу пожелание найти что-то «бюджетное, но при этом качественное». В сегодняшних реалиях это уже достаточно дорого.

Евгения: И чаще всего вопрос не в том, что у него нет денег, – он психологически не готов увидеть такой ценник.

Александр: Можно же о бюджете вообще не разговаривать. Я никогда не задаю вопрос: «Сколько денег вы готовы потратить?» Мы мечтаем о прекрасном. Надо решить, к какому уровню заказчик готов, и вести его в этом направлении.

Светлана: Но это же работа «в стол»! Лучше сразу все выяснить, чтобы вкладывать в проект свое время и душу не впустую.

Оксана: У меня был случай, когда заказчики в процессе ремонта «доросли» до той картинки, которую я им предлагала изначально, но они отказались: проект показался слишком смелым. Первую половину интерьера мы сделали более спокойной, а когда добрались до второй, то решили воплотить все неординарные идеи. Это происходит потому, что заказчик выбирает, как правило, привычные вещи. А зачем дизайнеру предлагать обыденное? Он всегда настроен на новое.

Мария: Очень многое зависит от характера клиента. Так, еще на первой встрече одна моя заказчица сказала, что она жуткий перфекционист и намерена реализовать проект с точностью 100 %. А есть те, кто к реализации относится не так серьезно и может изменять проект самостоятельно, не учитывая первоначальный план.

Павел: Несовпадение ожиданий и реальности может случиться из-за некачественной работы исполнителей. Новые материалы и технологии появляются постоянно, и не все строители знают их специфику. Поэтому мы подробно консультируем и дизайнеров, и прорабов, чтобы избежать разочарования от получившейся «картинки».

Оксана: Иногда свою лепту на стадии реализации вносят строители: они всегда стараются упростить себе задачу и вводят заказчика в заблуждение, говоря, что «это невозможно». Поэтому на площадке необходимо присутствие дизайнера как некоего посредника, специалиста, который знает, как «можно».

Есть ли способы успешной «продажи» авторского надзора?

Павел: Если человек заказывает дизайн-проект без авторского надзора, он должен быть готов к тому, что строители в какой-то момент захотят привнести в проект свое видение, что может изменить всю концепцию. Для заказчика это деньги, выброшенные на ветер.

Виктория: У каждого дизайнера есть свой клиент, с которым, как правило, выстраиваются особые доверительные отношения. В процессе работы, если даже изначально человек не хотел заказывать надзор, он понимает, что нуждается в нем. Мы сейчас живем на таких высоких скоростях, что самым ценным ресурсом становится время.По статистике, в среднем заказчик экономит 100–150 часов, если заказывает авторский надзор. Каждый должен заниматься своим делом, и нам все реже приходится это объяснять.

Как презентовать свою идею, чтобы заказчик понял необходимость следовать за концепцией и не искал аналоги в масс-маркете?

Виктория: Я рассказываю о случаях из своей практики. Но этот способ работает только тогда, когда вы поддерживаете свой экспертный уровень. Заказчик видит, как вы общаетесь со строителями, принимаете решения, выходите из сложных ситуаций, и проникается доверием к вам. Коммуникация –вот что самое важное.

Оксана: У меня другой подход. Я трижды объясняю, почему будет лучше, и если после этого заказчик все равно хочет поступить по-своему, я ему уступаю. Все-таки это его дом, и в нем должно быть комфортно именно ему. Не стоит льстить своим амбициям. Если заказчик считает, что для него какое-то решение too much, – это его право.

Мария: Я часто привожу примеры не только из рабочей практики, но и из своей личной жизни. Почему-то к таким историям и примерам заказчик прислушивается больше.

Светлана: Когда заказчик тебе доверяет не просто как профессионалу, а как другу, когда вы с ним – команда, когда вы дружите «против прораба» (шутка!), идете в одном направлении и «заточены» под одну идею, все получается так, как нужно.

Оксана: Поэтому самые лучшие проекты случаются, когда заказчик доверяет и, что важнее, знает, чего хочет.

Насколько настойчивым может быть дизайнер в продвижении своей идеи?

Мария: Я всегда отстаиваю свою точку зрения, особенно если это касается функционала. Планировка, зонирование, коммуникации – здесь я бьюсь до последнего. Если мы не будем настаивать на своем, давая вразумительные доводы, то дальше работа не пойдет.

Павел: Как мы говорили, все заказчики разные. Есть те, кто готов вникать в каждую мелочь от и до, и в этом случае необходимо предельно доступно объяснять и защищать свою идею. Других же сразу все устраивает: они вам доверили весь процесс и теперь ждут только знакомства с результатом. Тогда и серьезной аргументации не потребуется.

Александр: Если под настойчивостью мы подразумеваем манипуляцию, то это, конечно, неприемлемо. Но элементы воздействия имеют место быть. Например, презентуя планировку, я всегда объясняю назначение каждого простенка или ниши, чтобы человек проникся идеей.

Оксана: Как заставить взрослого человека сделать то, что нужно, но он этого не хочет? Никак. Если он отстаивает позиции, которые не приемлемы для вас, значит, изначально общение было выстроено неправильно и надо решать, стоит ли двигаться дальше вместе.

Светлана: В общем, чем ты честнее с клиентом, тем лучше будет результат. В конце концов, вы в одной лодке. 

Поделиться